Есть люди, которые с упоением восстанавливают раритетные автомобили и мотоциклы, кто-то возвращает к жизни технику времён Великой Отечественной войны, а в нашем городе живёт энтузиаст с мечтой об исправном и работающем троллейбусе. Константин выкупил бэушную машину в Рыбинске и перегнал её в Тверь. Теперь всё свободное время и финансы уходят на восстановление троллейбуса №44. И так уж вышло, что этот проект стал продолжением любимого дела всей жизни, ведь Костя 11 лет проработал слесарем-электриком в троллейбусном парке, который стал ушедшей историей города.
Идея купить свой собственный троллейбус родилась ещё в детстве, рассказывает Константин. Но в то время это было невозможно: пожалуй, реально только было приобрести списанный и изношенный кузов в качестве хозпостройки, к тому же вдобавок полностью разукомплектованный.
- На протяжении многих лет я долго кормил себя этой мыслью. Будучи уже взрослым и устроившись работать, я хотел купить одну машину на предприятии своего города. Но все они принадлежали администрации и после списания шли на утилизацию без какой-либо продажи. Рассматривал варианты покупки в других городах, но всё безрезультатно. В 2016 году я познакомился с единомышленником и работником транспорта в Рыбинске. С его слов стало известно, что предприятие частное, а значит, была возможность покупки кузова. Связались с руководством, они были готовы продать целую машину, но без некоторых агрегатов, - рассказывает Костя.
И вот мечта осуществилась – в этом году Константин съездил в Рыбинск, выбрал модель ЗиУ-682Г-016.02 с инвентарным номером 44, машину "забронировали" для тверичанина, а местный техник тут же по трафарету на боку сделал надпись "Твери от Рыбинска". Далее решался вопрос с отбуксировкой, Костя заплатил владельцам 44-го 130 тысяч рублей и 40 тысяч за перегон и заполучил вожделенный собственный троллейбус. Перегнать одиннадцатитонную машину удалось с помощью КамАЗа и усиленной сваркой сцепки, а за рулём троллейбуса был хороший Костин друг. Шли так всю ночь, со скоростью 50 км в час, дорога заняла 9 часов.
Сейчас троллейбус стоит на одном из полигонов в Твери. Костя согласился показать машину корреспонденту ТИА. Когда мы приехали на место стоянки, нас встретил местный хвостатый сторож Мишка – лобастый пёс чуть ли не первым рванул в салон, когда Костя распахнул двери.
Конечно, троллейбус старенький, 2009 года выпуска (хотя при должном уходе может и 40 лет прослужить), хорошо поюзанный, с проржавевшим кузовом и местами полусгнившем полом. Но Костя не унывает. Он снял электрооборудование, разукомплектовал кабину водителя, чтобы постепенно, шаг за шагом, всё поменять, починить, заменить и привести в порядок. Кстати, механизмы открывания двери до сих пор в рабочем состоянии. Есть в салоне и место для кондуктора, но его в обновлённой версии уже не будет. А будут новые сидения и поручни, но сейчас главное – это заменить кузов – сварить, загрунтовать и покрасить. Это, пожалуй, самая трудоёмкая и затратная часть работ по восстановлению троллейбуса.
- Кузовную раму будут варить в три этапа на предприятии в Васильевском Мхе. По срокам пока никаких прогнозов. Всё будет зависеть от поставки деталей и финансов. Чтобы сварить одну секцию, мне надо сначала поставить им весь комплект деталей и чертежи. Скажем, только комплект всех 3-D чертежей за три секции стоит 130 тысяч рублей, и сами сварочные работы столько же, оцинкованная обшивка обойдётся в 54 тысячи и т.д. А как только будет новый кузов, займусь уже плотно оборудованием и внутренней отделкой. Например, новые поручни будем делать в Кировском троллейбусном парке, там же сиденья позаимствуем. В этом троллейбусе их 25. Можно и новые купить в Саратове.
Электрооборудование Костя тоже восстанавливает и ремонтирует своими руками. Для этого пришлось в квартире одну комнату переоборудовать под мастерскую. То, что будет не под силу, отправит в Иваново, на троллейбусный ремонтный завод. А вообще у тверского энтузиаста осталось много друзей и приятелей во всех троллейбусных парках России – они до сих пор поддерживают отношения, обмениваются новостями. Есть и соратники, которые помогают по мере возможностей Косте восстанавливать троллейбус, например, водитель Алексей из Рыбинска, который и помог заполучить машину.
Таких моделей как 44-й по Калинину и Твери не ездило. Но зато у нас было много других, просто сборная солянка. Все их Костя отлично помнит, каждую особенность, каждую отремонтированную машину – сколько их прошло через руки мастера за 11 лет!
Когда-то в Твери на маршрут выходило около 100 единиц троллейбусов, лучшие годы для горэлектротранспорта (до 2010 года). Потом подвижной состав начали сокращать – до 65. А потом всё меньше и меньше, пока не ликвидировали троллейбусное движение полностью в 2020-м году (трамвайное - и того раньше). Часть машин тогда передали в Ярославль, часть – в Новосибирск, а часть просто уничтожили. "Манипулятором разрывали на куски. Мне на это смотреть даже было больно. Для меня каждая машина была словно ребёнок вынянченная. Знал всё досконально, где какой проводок, где какая деталь заменена…", - говорит Костя.
В основном по Твери ездили троллейбусы производства ЗИУ из Энгельса (Завод имени Урицкого), потом разбавили минскими АКСМ 101, затем появились волгоградские троллейбусы, ВЗТМы. Кстати, в нашем городе ездили и редчайшие экземпляры даже для России – три жёлтеньких троллейбуса на основе венгерского кузова Ikarus ("Икарус"), которые нам подогнала столица. В 2004-м году в Тверь пришли башкирские кузова, затем уже и машины "Оптима" производства ТролЗа и ЛиАЗы.
Были у Кости и нелюбимые четыре троллейбуса-"белоруса", потому что их в силу проектных особенностей было сложно ремонтировать. К таким же Костя относил и троллейбусы на базе кузовов ЛиАЗ.
– Очень я не любил эти машины, да там рука никуда не пролезет, если что надо ремонтировать. Не по уму сделано было. И жгуты были сделаны из таких проводов, что если один от перегрузки греется, то он за собой все остальные тащит. Помню у нас была машина с инвентарным номером "4", у неё жгут сгорел полностью – от контактной панели до штанг, через всю крышу. Вот тогда попотели, когда меняли. Так что машину мы прозвали "ведьмой". А другую звали "вражьим отродьем", потому что была капризная и часто ломалась.
Сейчас в Твери, если не считать троллейбуса-памятника из Волгограда на набережной Лазури, помимо Костиного, сохранился ещё один единственный "пузатенький" троллейбус ВЗТМ 5284, который хотели приспособить как арт-объект в Каблуково, но не вышло. Машина стоит на подстанции завода "Исток". А было их таких когда-то 14.
После закрытия троллейбусного парка на набережной Лазури Костя со своей специальностью – слесарь по ремонту электрооборудования подвижного состава – нашёл работу в железнодорожном депо. Вернее, он снова вернулся на "железку". Ведь после окончания вуза сначала работал именно в ремонтном депо РЖД, но потом ушёл к троллейбусам и влюбился в машины на всю жизнь. Так уж вышло, что круг замкнулся – пришлось снова вернуться на железную дорогу, но зато теперь у Кости есть свой троллейбус. Правда, на восстановление машины требуется приблизительно миллион рублей, чтобы довести его до состояния "только что из завода". Конечно же, возникает резонный вопрос – "а что с ним делать после реконструкции?".
- А я не теряю надежды на возвращение электротранспорта в Твери, и тогда мой троллейбус будет ездить как ретро машина. А пока его можно будет тверичанам показывать, скажем, на День города могу его пригонять в центр. Чтобы люди зашли внутрь, посидели, потрогали, вспомнили, как это было, сделали фото на память. Ностальгия! Будет троллейбус-музей.
Фото ТИА и из группы ВК "Троллейбус с номером 44".