Победителем конкурса на лучший паблик-арт во Ржеве стала сотрудница Московского архитектурного бюро и студентка магистратуры МАРХИ Анна Шмакова – автор проекта "Не попасть в просак". На заседании конкурсной комиссии предварительно решили разместить арт-объект на территории, примыкающей к дому купца Сафронова (на бывшей Большой Спасской площади). Таким образом улице Грацинского вернут дух старинной ржевской улочки.
В планах администрации Ржева - восстановить мостовую около памятника генералу Сеславину, изыскать средства на реставрацию старого здания поликлиники, восстановить на ул. Грацинского исторические здания взамен снесённых, навести порядок на площади Коммуны. А теперь появилась идея разместить на этом участке и новый паблик-арт.
Вот как рассказывает о своём проекте сама Анна:
– Участие в конкурсе стало для меня неожиданным и интересным опытом. Идея привлекательности малых городов всегда была мне близка. Здорово, что на местах поднимают такие темы, заботятся о состоянии окружающего пространства, привлекают средства на благоустройство, ведь в результате у городов появляются запоминающиеся, индивидуальные черты, формирующие их неповторимый облик.
Начиная работу, юный архитектор мало что знала о Ржеве. Идея для арт-объекта возникла в процессе исследования истории города. Оказывается, распространённое выражение "попасть впросак" – родом из Ржева. Ведь "просак" – это верёвочный стан, а Ржев раньше был центром по производству верёвок и канатов. Поэтому буквально на каждой улочке здесь стояли верёвочные станы, просаки, в которых легко можно было запутаться.
"Эти станы представляли собой сложную сеть верёвок, тянувшихся от прядильного колеса до саней, где они и скручивались, – писал ржевский краевед Владимир Рыбкин. – Причём просаки кочевали с улицы на улицу – их постоянно переносили. В небольших дворах они занимали много места, а вот на улицах прядильщики чувствовали себя свободнее. Крутилась верёвка с такой скоростью, что, если бы не кожаные рукавицы на руках рабочих, они стирали бы руки в кровь. Немудрено, что прохожие-зеваки зачастую оказывались втянутыми в верёвочное производство в прямом смысле этого слова. Особо любопытные лишались не только одежды, но и бороды. А оставшийся рубец на подбородке всю жизнь напоминал о том, что нужно смотреть по сторонам. Если в стан попадал подол кафтана или рубахи, то весь нижний край одежды отрывало напрочь. Пострадавшие моментально становились объектом насмешек. Ведь только невнимательный человек мог не заметить мини-заводика на своём пути. Отсюда и пошло известное сегодня выражение "попасть впросак".
Анна говорит, что, прежде всего, ей хотелось передать не буквальный, а метафорический облик и ощущение технического устройства станка, поэтому акцент был сделан на шестерёнках, которые приводят в движение верёвки, закручивающиеся в канат.
Проект "Паблик-арт в малых городах" реализует Центр развития экономики малых городов.