Искусствоведы в рамках рубрики "Собрание Тверской областной картинной галереи" рассказали о двух примечательных полотнах, принадлежащих кисти неизвестных художников. На обеих картинах изображены немолодые женщины - жёны священников из Тверской губернии.
Портрет Параскевы Илларионовны Можжухиной был написан в первой половине XIX века. Параскева Илларионовна – супруга протоиерея Иоанна Иоанновича Можжухина (1782-1848), священника церкви Входа Господня в Иерусалим города Кашина. На картине представительница высшей части духовного сословия – жена протоиерея – изображена в темно-зеленом платье с длинными рукавами. С особой тщательностью художник прописывает орнамент шали – едва ли не самого модного аксессуара начала XIX века.
Материальное благополучие Параскевы Илларионовны подчеркивает черная расшитая сумочка и массивный жемчужный жгут на шее. Голова матушки покрыта полупрозрачным чепцом, украшенным розовой лентой. Внимание привлекают золотые кольца на правой руке. По обычаю жены священнослужителей носят два обручальных кольца – свое и супруга, поскольку уже во время диаконской хиротонии обручальное кольцо снимается. У Параскевы Илларионовны эти кольца надеты на мизинец и средний палец вместо безымянного. Этот факт дает основание предполагать, что портрет написан после смерти отца Иоанна.
Два обручальных кольца видны и у жены неизвестного священника тверской Ильинской церкви: одно из них надето на безымянный палец, что, безусловно, говорит о статусе замужней женщины (не вдовы). В отличие от Параскевы Илларионовны, эта матушка одета более просто, хотя принцип закрытой одежды и русского стиля соблюдается и здесь. На женщине синий сарафан с желтыми цветами и белая рубаха. Голова покрыта темно-зеленым платком, полностью скрывающим волосы. В качестве украшения, как и на предыдущем портрете, – излюбленный купцами и мещанами жемчуг: длинные серьги и пять нитей на шее.