После того, как Россия попрощалась с Instagram*, число клиентов многих отечественных магазинов резко снизилось. Некоторые покупатели отправилась на маркетплейсы и в мессенджеры. Если в первом случае вариант оправдан, то во втором очень велик риск попасть в жадные лапы мошенников.
На этот счёт высказался старший специалист Центра цифровой экспертизы Роскачества по тестированию цифровых продуктов Сергей Кузьменко: "Странная тенденция, которую поддержат только постоянные клиенты продавца и перейдут за ним в другой медиа-канал. А вот новые клиенты будут находиться с трудом — нет доверия к незнакомым группам в Telegram или WhatsApp. Кстати, “разводов” полно и во VKontakte. Кроме того, почти со 100% уверенностью можно сказать, если вы получили ссылку на Telegram с предложением что-то купить, особенно “по акции” — это мошенники. Поэтому логичный вопрос: “Зачем покупать в мессенджерах и в сомнительных группах?” Есть более официальные места, тем более уже больше месяца существует реестр доверенных площадок, запущенный Роскачеством и Росаккредитацией".
Если вы всё же решили устроить шопинг в соцсетях и мессенджерах, то об опавсности будет сигнализировать несколько вещей:
- Фишинговые ссылки Они ведут на форму сбора конфиденциальных данных. Например, вы будете уверены, что оплачиваете товар, а на самом деле передаете данные мошенникам.
- Продажа некачественного товара. На самом деле, от этого не застрахованы даже маркетплейсы. Кроме того, схема “утром деньги, вечером стулья” здесь совсем не редкость. Обычно, оплату предлагают сделать переводом на карту, но в этом случае нет ни чека, ни доказательств покупки. Также речь не будет идти и о возврате товара в течение двух недель.
- Фейковые группы. Фальшивые страницы и сайты-однодневки могут создавать не только для продажи чего-то, но и ради обмана других пользователей, скрытой рекламы и спама.
- Веб-скимминг. Киберпреступники, обычно, взламывают интернет-магазин, встраивают вредоносный код на странице оформления заказа и используют это ПО для сбора финансовых данных о покупателях.
* Компания Meta, которой принадлежит Instagram, признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ.