Руководители типографий "Парето-принт", Тверского полиграфического комбината и Тверского полиграфкомбината детской литературы рассказали "Ведомостям" о том, что около 90% техники в типографиях из стран, которые ввели санкции в отношении России. Поэтому типографии не могут получить необходимые оборудование и запчасти в нужных объёмах.
Печатные, переплётные, ниткошвейные и другие машины производят в Европе. Часть европейских компаний разорвали контракты с российскими партнёрами сами, другая часть – после введения пятого пакета санкций 8 апреля, рассказал изданию гендиректор типографии "Парето-принт" Павел Арсеньев.
В пятом пакете санкций говорится о запрете импорта в Россию оборудования для флексографии, нескольких видов печати и т.д.
По словам президента издательской группы "Эксмо-АСТ", совладельца Тверского полиграфкомбината и типографии "Парето-Принт" Олега Новикова, запрет распространяется и на б/у оборудование.
Гендиректор АО "Издательство "Высшая школа", в которое входит Тверской полиграфкомбинат детской литературы, Роман Трунов сказал, что для отдельных видов оборудования запчасти можно поставлять через параллельный импорт.
Но это возможно не для всех. Представитель компании "Октопринт сервис" объясняет, что у большей части печатной техники есть серийные номера, соответственно, комплектующие к ним идут по каталожным номерам и их заказчика легко определить.
Индия и Китай производят комплектующие и новое полиграфическое оборудование, но только отдельные виды. К ним есть вопросы по части автоматизации и в целом современности, но, как сказал Павел Арсентьев, у "Парето-Принт" уже есть контракт на поставку такой машины.
На рынке полиграфии есть б/у запчасти. Начался "технический каннибализм" по аналогии с ситуацией в авиации. Но некоторые комплектующие так не заменить, например, электронные узлы.
Из-за этого возможны простои, а осложнившаяся логистика приведёт к удорожанию книг до 20%.