Поэтические сеансы в Твери, или Рождение нового русского символизма

03 Октября 2022, 10:10

Поэтические сеансы театра Fatalistъ в Твери проходят редко. О них, как правило, узнают не из рекламы и афиш, а от друзей, то есть по "сарафанному радио". Поэтический сеанс - это постановка в декорациях, после которой авторы могут прочитать свои стихи. Fatalistъ - одно из нескольких творческих сообществ Твери, которые сейчас совместно формируют и формулируют движение "новый русский символизм". О символистах, театре абсурда и поэтических сеансах корреспондент ТИА Олеся Вострикова поговорила с Павлом Нестеровым, одним из создателей и режиссёром Fatalistъ.

Поэтические сеансы и театр Fatalistъ

Павел Нестеров родился и вырос в городе Конаково. У него разностороннее образование: он и электрик (эта профессия приносит доход), и художник, и делопроизводитель, и театральный режиссёр-массовик. Начинал он как художник. В какой-то момент приехал в Тверь, потому что в родном городе стало тесно. 

В конце нулевых (примерно 2008) в Твери сформировалось творческое сообщество, которое называлось "Церковь 606". Это было движение художников, которые работали в провокативной манере и пытались доносить свои мысли через культурное потрясение. Как поясняет Павел, в результате движение разрушило само себя.

- Это было полуподпольное андеграундное движение. Но я рад, что был частью этого, среди этих людей, которые ничего не боялись. Многие современные художники прошли через "Церковь 606". 

В основе движения стояли два человека – Семён Иванов (сценический псевдоним - Восьмён Диванов) и Александр Татаринцев. Когда сообщество распалось в начале десятых, каждый из них пошёл своим путём. 

После распада "Церкви 606" вместе с другом Михаилом Нагиевым Павел Нестеров основал в Конакове независимое творческое объединение Fatalistъ. Павел тогда стал членом молодёжного совета при главе администрации Конаковского района, чтобы иметь возможность проводить какие-то мероприятия. Первые поэтические сеансы и состоялись в Конакове. А родилось это из поэтического клуба.

- "Поэзис" с одного из древних языков переводится как "Божественный глагол". То есть к поэзии люди всегда относились очень серьёзно. Это не просто структурированная речь, это речь, которая меняет сознание, потому что она мистична. Несёт в себе особое начало, от которого начинает что-то играть в крови, в душе, меняется дух. 

Как проходили встречи литературного клуба в Конакове? Собирается большой стол, все садятся за него, читают стихи, пьют чай с конфетами. В основном это пенсионеры, которым делать нечего. Они талантливые, одарённые. На таких встречах могли читать стихи на заказ, например, про Великую Отечественную войну. И потом они выясняют, насколько всё соответствует математически, насколько правильно построены строфы, насколько соответствует политике. Это скучно. Мы туда пару раз приходили почитать свои стихи. Был шум, кто-то кричал: "Расстрелять надо", кто-то хлопал и кричал: "Молодцы, ребята!". Мы устраивали шумиху, но это не то. Нам хотелось, чтобы поэтический вечер был как спиритический сеанс, только без вызова духов. Чтобы это было при свечах, в темноте. Чтобы это было событие, Праздник с большой буквы, чтобы человек пришёл со своими стихами и у него была возможность их прочитать. И нужно использовать дополнительные выразительные средства. 

А ещё, по словам Павла, на поэтических сеансах на заднем фоне должна звучать живая музыка - гитара, барабан, губная гармошка. Но музыканты не должны лидировать. Стихи всегда на первом месте, это называется джем, когда поэты и музыканты друг друга слушают и друг другу подыгрывают. Такая вот синергия музыки и поэзии. Плюс - обязательно должны быть декорации и сцена. Так и возник театр Fatalistъ.

- Для меня фатализм - это закономерность. Ничто не случайно, всё связано. И все, что с нами происходит, имеет причинно-следственную связь. Если это осознать, становится понятно, как всё работает. Ко всему, что со мной происходит, я отношусь как к проблеме. Если её не решить, она остаётся, как радиация, и постепенно отравляет тебя, твоих детей и их детей и так далее. Поэтому проблему надо решать.

Павел говорит, что поэтические сеансы у театра Fatalistъ были очень разные: от мрачного хоррора до романтических. Один из сеансов прошёл под Мигаловским мостом, когда он ещё строился. Поэты читали свои стихи в громкоговоритель под светом фар автомобилей. Художники в трафаретной технике рисовали граффити на тему экологии. В середине поэтического пространства поставили большой куб и обклеили его изображениями солнечного затмения. На опоре моста с помощью проектора демонстрировали видео разрушений, угрожающих природе.

- Самая главная задача поэтических сеансов - дать человеку почувствовать, насколько сильна поэзия, что она может делать. То есть чуть-чуть помочь слову, структурированной речи проникнуть через барьер. Это нужно, потому что мы не умеем слушать поэтов. Только читать. Да, можно знать, что есть поэзия, есть крутые поэты, но при этом тебе всё время будет не до них. А чтобы тебе стало интересно, нужно оказаться там - внутри сеанса. 

На поэтическом сеансе обычно заранее известна тема, вокруг которой будет строиться действо. 

- У поэтических сеансов всегда была какая-то концепция, идея. Например, "Зазеркалье". Но это такое понятие, которое каждый понимает по-своему. Как в театре абсурда каждый увидит свой спектакль. Зрителю предоставляются готовые "болванки", а как он их будет склеивать в своём сознании, зависит от его начитанности, отношения. "Болванки" несут определённый информационный заряд и, на первый взгляд, они могут быть слабо связаны между собой, хотя связь есть. Человек очень боится абсурда, хаоса. Наше подсознание пугается, пытается структурировать, перестроить, подстроить под себя, чтобы это стало понятным. Точно так же мы работали с концепцией и тематикой мероприятий. 

Мы закидывали какие-то вещи, которые на тот момент нам казались актуальными. Например, однажды мы решили поговорить о заливных лугах. Для начала надо было понять, что такое заливные луга. Для кого-то это луга, которые затопляет в половодье, там оседает ил, поэтому там растёт хорошая трава, а коровы, которые там пасутся, дают вкусное молоко. А для кого-то - это совершенно другое. Для того, чтобы всё сработало, мы выкопали большой квадрат дёрна, принесли его на сеанс, и у нас была живая трава. Поэты читали стихи, стоя босиком по пояс в живой траве.
 
Павел - большой поклонник сюрреализма и супрематизма в живописи и театра абсурда в драматургии. Из причудливого смешения этих направлений с поэзий и родилась форма поэтических сеансов. И эту форму при подготовке нового сеанса авторы каждый раз заполняют новым содержанием. 

Инфинитариум

Один из создателей движения "Церковь 606" Семён Иванов (Восьмён Диванов) или, как он себя называл, 8D после распада объединения исчез на несколько лет. Но затем вернулся и в 2020 году создал в Твери творческое пространство Инфинитариум. Открылось пространство выставкой фрактальной живописи "Личины и ключи" 1 сентября 2020 года. Через некоторое время после открытия художник скончался после продолжительной болезни.

А Инфинитариум остался. Им занялся Сергей Сорокин, лидер Творческого объединяющего движения "Мосты". Инфинитариум заключает в себе несколько пространств: это галерея современного искусства, репетиционный и концертный зал, творческая лаборатория для поэтов и художников. На входной двери написано: "Галерея и лавка бесконечности".

Например, 2 сентября 2022 года здесь состоялось поэтическое представление "Мы идём с тобой низами, дивный друг мой Низами", которое показал в Твери экспериментальный поэтический театр "Лаборатория" из Москвы. Театр Fatalistъ для поэтической фантазии подготовил декорации, которые назвали "порталами".

- Сюда мы пришли с той же задачей – помочь этому пространству своими силами, умением и опытом, - рассказывает Павел Нестеров о коллаборации объединений Fatalistъ и "Мосты" в пространстве "Инфинитариума". - Рокеры ("Мосты") - крутые ребята, они многое открыли, опыт, который мы получили здесь за это время, очень богатый. Стало понятно, что делать дальше, кто наша аудитория, как с ней работать. И она стала гораздо шире.

По словам Павла, двум объединениям удалось обогатить друг друга, обменяться мыслями, идеями. У "Инфинитариума" есть основной документ, который определяет цели и смысл его работы. Этот документ – "Манифест бесконечности", который написал незадолго до своей смерти Семён Иванов. 

- Это небольшой манифест из восьми пунктов, каждый из которых чётко выверен, красив и подходит всем участникам пространства, - поясняет Павел. Приняли манифест за основу все причастные к работе "Инфинитариума" коллегиально.

Последний пункт манифеста гласит: "Человек — рассадник жизни во вселенной. Вселенная многомерна. Человек творящий искусство — бесконечен".

Новый русский символизм

- Что такое "новый русский символизм" - трудно сформулировать. Символисты – это поэты "Серебряного века", люди, которые изучали слово, пытались понять его мощь и силу. Если кратко – идея нового русского символизма в том, чтобы при помощи слова менять мир вокруг, менять себя, окружение, близких и общество настолько, насколько этим словом можно дотянуться. Это не оппозиционное или революционное что-то. Это поиск в слове смысла, себя, Времени. Это поэтическая работа. Слово может быть и изобразительным, то есть можно что-то нарисовать, и это будет словом, и это может поменять что-то в тебе, будет открытием. Сергей Сорокин занимается формулированием понятия. Что-то написал он, что-то я, что-то Оксана Василевская и другие. Эта идея витает в воздухе, об этом думают и московские поэты, и питерские. Она сейчас как бы в облаке. Но начинает окукливаться. Кто первый сформулирует, задаст тон? Может, это будет "московский ренессанс", а может – "тверской новый русский символизм, - поясняет Павел Нестеров.

Сейчас Павел зарабатывает на жизнь, работая электриком. Они с супругой ждут прибавления, поэтому нужно посвятить максимум времени и сил семье. Но мысли бросать искусство нет. Жена Павла Анастасия – его единомышленница. Примерно в 2013 – 2014 году Павел пришёл к православию и погрузился в веру. В период неофитства он даже разругался с Семёном Ивановым, потому что очень остро воспринимал художественные трактовки христианской тематики. Но незадолго до смерти художника они примирились и пожали друг другу руки. 

В материале использованы фото из сообщества "Независимое творческое обЪединение FATALISTЪ".