Русское географическое общество Экспедиционного центра Министерства обороны России обратилось в аварийно-спасательную службу Тверской области с просьбой помочь в работах по подъёму самолета, упавшего в озере Смертное во времена Великой Отечественной войны, - истребителя ЯК-9Т. Об этом говорят усиленное вооружение и детали конструкции. В поисковой экспедиции принял участие начальник отряда поисково-спасательных работ на водах аварийно-спасательной службы Тверской области Виталий Сопко.
В водолазную группу также вошли: Константин Шульц, Артем Баранов, Константин Кожевников и врач водолазной медицины Валерий Лобанов. Ударный истребитель был подбит зимой и упал на большую глубину в озере Смертное в Псковской области. На этом самолёте стояла 37-миллиметровая пушка. Это очень мощное вооружение. Подобных самолётов в годы войны выпускалось не так много. Это был истребитель, предназначенный одновременно для воздушного боя и атак наземных целей. ЯК-9Т попал на фронт в начале 1943 года.
Работы по поиску и подъёму истребителя ЯК-9Т технически были сложными, водолазам приходилось искать фрагменты самолёта в условиях ограниченной видимости, фактически на ощупь.
- Затруднены были поиски большим количеством ила и глины, мы размывали грунт и руками вслепую собирали всё, что попадалось, в большой мешок, который затем поднимали на берег. Увеличивали размеры ямы, где предположительно был самолет, чтобы яма не обвалилась. Уже на суше содержимое этого мешка разбирали и идентифицировали. Если находили крупный предмет или части конструкции самолета, то в ход шла лебёдка. Среди фрагментов боевой машины были найдены останки пилота, личность которого ещё предстоит установить, были найдены погоны младшего лейтенанта, - рассказал Виталий Сопко.
Спасатели с поисковиками собрали почти полный скелет пилота, так как останки оказались в одном месте. По всей видимости, погибший младший лейтенант был совсем молодым, примерно 20-22 лет, сообщил Валерий Лобанов.
Кроме авиационного орудия водолазы обнаружили фрагменты корпуса, двигатель, ручки управления, сухой паёк лётчика — американские мясные консервы, которые поставлялись по ленд-лизу, погоны младшего лейтенанта, ремень, свитер, на котором осталась запеченной кровь от ранения, подшлемник, карту, на которой можно что-то прочитать, подняли парашют.
Документов пилота не нашли, но личность лётчика, скорее всего, можно будет установить по номеру двигателя самолёта.