В Тверской области на острове Вселуг возрождается Новосоловецкая пустынь

26 Сентября 2022, 11:49

Свято-Троицкая Новосоловецкая пустынь на острове Зосимы и Савватия ("Божье дело") находится в Пеновском районе Тверской области, посередине озера Вселуг. Когда-то, в 2019 году, о поездке в монастырь написал наш блогер, читатель-путешественник Аркадий. И вот в один из августовских вечеров на редакционный телефон поступил звонок от монаха Рустика Кашаева, который рассказал, что за три года ситуация кардинально изменилась – монастырь активно строится и восстанавливается, на острове постоянно проживают более 30 человек, есть своё натуральное хозяйство, в Троицком храме проходят службы, с материка приплывают паломники. С благословления наместника отца Аркадия нас пригласили в гости, а корреспонденты ТИА легки на подъём, так что мы отправились в святую обитель. 

Сначала мы доехали до города Осташкова, затем - до турбазы "Горка", где есть добротный причал. С "Божьего дела" за нами отчалила моторная лодка, рулевой был трудник Вячеслав. За несколько минут мы домчались с ветерком до монастырского острова, площадь которого, кстати, 12 гектар.

Рустик и стал нашим провожатым-экскурсоводом. На острове сейчас обитают и работают 32 человека – 12 монахов и насельников, остальные – трудники. Сам Новосоловецкий монастырь когда-то был и до сих пор остаётся подворьем Нило-Столобенской пустыни, однако сейчас он живёт уже самостоятельно. Пока ещё официального статуса обитель не имеет, дело это небыстрое, есть своя специфика, но фактически на острове уже действует настоящий мужской монастырь.

Конечно, между двумя обителями есть несколько значимых схожих линий: оба были основаны отшельниками, воздвигнуты на островах, оба основателя – Преподобный Нил Столобенский и Преподобный Иона совершили - иноческий подвиг. Но в целом монастыри весьма различны: Если Нилова пустынь поражает своими каменными строениями, обилием паломников, величественностью, то Новосоловецкая обитель скромная, по-домашнему уютная, тихая и умиротворённая. Возможно, поэтому здесь частый гость епископ Виктор (Олейник), бывший митрополит Тверской и Кашинский.  

Монахи во главе с архимандритом отцом Аркадием (Губановым) встретили нас очень приветливо – они гостеприимны и весьма доброжелательны, хотя любой паломник или гость с материка в принципе мешает уединению, духовному призванию и служению Богу. Забегая вперёд скажем, что перед отъездом нас накормили замечательным обедом. Во время трапезы с материка приплыл на лодке мужчина, турист из Ленинградской области, он узнал про монастырь и решил сам наведаться, "дикарём". Его также усадили за стол и накормили, ни о чём не спрашивая.   

История Новосоловецкой пустыни

Монастырь на острове посреди озера Вселуг был основан в 1701 году пустынником Ионой. Возведение каменного Троицкого храма с приделами – Покровским, Богоявленским, в честь Святых Зосимы и Савватия - началось позже. Храм был с колокольней, очень большой и высокий. Для его возведения на другой половине острова даже построили собственный небольшой кирпичный завод. Вся обитель была по периметру окружена каменной оградой, были и другие строения – братские корпуса, трапезная и т.д. – всё белого цвета. Тогда деревьев на острове было немного, белоснежную обитель хорошо было видно издалека. 

Но сам отшельник Иона пришёл в эти места, конечно, раньше, сначала в окрестные леса, а затем перебрался на остров, подальше от мирской суеты. Однако слава о его подвижничестве и оттуда пришла к людям. Известно, что в те годы в округе свирепствовала бубонная чума. Своими молитвами монах остановил мор, смертельная болезнь отступила. В награду за это чудо владелец острова князь Шаховский подарил землю Ионе. Монах собирал с проплывающих купцов охотов копеечки "на Божье Дело" – основание монастыря, отсюда и пошло название острова.

В новый монастырь стали приплывать монахи из Нило-Столобенской пустыни. Обитель на озере Вселуг отличалась очень строгим правилами и аскетизмом – сюда в поисках уединения уходили иноки, которые монашествовали уже несколько десятков лет. 

Преподобный Иона известен также своим духовным подвигом – он жил и молился в дубе 46 лет, никогда не ложился, спал сидя. Этот факт отражён и в иконописи – существуют икона Преподобного, где он как раз изображён внутри дерева. Сейчас на острове есть необычная часовенька – она сделана внутри тысячелетнего огромного дуба, вернее, его остова, выгоревшего после попадания в дерево молнии. По легенде, именно это и был дуб Ионы. Есть на острове ещё одно удивительное дерево – тоже старовозрастной дуб, которому лет 500. Был он мёртвый, покрытый с севера мхом, извилистые корни повылезали из земли, часть дерева обломилась и рухнула, обнажив пустое ветхое нутро. Но удивительное дело – когда монахи вернулись на остров и начали восстанавливать обитель, дуб ожил – покрылся молоденькой узорчатой листвой со стороны озера. Чудо, да и только! 

Более 200 лет Новосоловецкий монастырь жил заботами Нило-Столобенской пустыни – выделяли для братии продукты, содержание. Но в советские годы обитель практически прекратила существование. Храмовому комплексу досталось и во время Великой Отечественной войны, до сих пор на острове есть огромные многометровые воронки, оставшиеся после артобстрелов. А в 1947 году церковь взорвали и разобрали на кирпичи. Сейчас при раскопках каменных фундаментов монахи и рабочие даже находят небольшие фрагменты настенных росписей.

Возрождение обители

Жизнь на острове начала возрождаться в 1995 году, когда стараниями протоиерея Валентина (Цвелёва) при участии тогда ещё мэра Москвы Юрия Лужкова был построен деревянный храм Живоначальной Троицы – копия храма Андрея Первозванного на Соловках. И всё же монахов ещё не было, службы в церкви проходили редко, со временем деревянный храм начал ветшать. И вот год назад, как говорит настоятель отец Аркадий, Божией волею, он возглавил пустынь, и обитель начали восстанавливать. А кругом был только лес. 

Начали, конечно, с Троицкой церкви, которая была в аварийном состоянии: её немного перестроили и переделали, отреставрировали, сделали внутреннее убранство. Потом, при содействии и помощи благотворителей, появились на острове трапезная, хозпостройки, провели электричество, установили вагончики с печками для монахов и трудников. А ведь ещё в прошлом году они жили в обычных туристических палатках вплоть до ноября.  

Архимандрит Аркадий (Губанов) 20 лет был наместником Нило-Столобенской пустыни. 

- В целом мы здесь живём тихо и мирно. Я никогда не думал и даже не предполагал, что окажусь на этом острове, что здесь будут восстанавливать монастырь. В жизни любого монаха есть сокровенное желание жить в скиту, в безмолвии. Ведь безмолвие – это, пожалуй, основа духовной жизни, когда ты находишься в уединении с Богом в своём сердце. Когда я ещё был наместником в Нило-Столобенском пустыни, то также мечтал уйти в скит, на остров Хачин, жить уединённо, заниматься пасекой, молиться. Если хотите, это такая духовная романтика. Но в одну секунду волею и милостию Божией моя жизнь изменилась, появилось иное служение. Теперь моё место здесь! 

Сейчас на острове уже есть действующая гостиница для паломников и дом для будущего музея. В планах – построить храм в честь Зосима и Савватия, корпус для братии, собственную пекарню, чайную, обустроить центральную площадь обители. Работы предстоит очень много. Тем более, что и людей, желающих жить в Новосоловецком монастыре, становится всё больше. 

Развивается в обители своё натуральное хозяйство: на острове есть птичий и скотный дворы с утками, курами и гусями, свиньями специальной морозоустойчивой породы "мангалица", на материке – пасека с 70 ульями, ферма с козами и коровами. Монахи возделывают огород, обеспечивают себя овощами, рыбачат, делают на зиму запасы – мясную и рыбную тушёнку, для чего в хозяйстве есть автоклав; собирают грибы и ягоды – для солений-варений. В этом году урожай мёда – вот уже накачали 1.5 тонны. Хранят припасы в специально обустроенном погребе, где поддерживается круглый год необходимая температура. Так что монастырь на озере Вселуг запасливый и хлебосольный.

Как рассказал отец Аркадий, кроме необходимой инфраструктуры для жизни обители, также есть большое желание создать на острове свой музей, тем более, что экспонатов уже набралось много. Так, когда вода уходит от острова и обнажается береговая полоса, приезжают любители поиска кладов с металлоискателями, находят старинные монеты, крестики, элементы украшений. Многие отдают находки монастырю. Даже как-то нашли настоящую алебарду и связку мечей. 

- В музее будет представлена так называемая "народная икона". Это не шедевры иконописи, конечно, но это особенные иконы – что стояли в избах в "Красном углу", намоленные, выстраданные образа, пережившие гонения и лихолетье, которые люди прятали на чердаках, в земле, в дуплах деревьев в лесах…У нас уже есть целая коллекция таких икон, люди сами их нам приносят: скажем, купят дом или получат по наследству, найдут там иконы, выкидывать их нельзя, что делать с ними - новые хозяева не знаю, вот и приносят нам. 

После беседы с настоятелем монастыря мы пошли немного прогуляться по острову, а к часу дня в трапезной прозвенел колокол, давая сигнал к началу обеда. За столами расположились и сами монахи, и трудники, и паломники. Кормили вкусно и сытно: рассольник, на второе - мясное с гарниром, винегрет, холодный квас собственного производства, чай с медом и вареньем, яблоки с виноградом. Конечно, во время Успенского поста монашествующим скоромную пищу нельзя, а вот рабочим и гостям были поданы котлеты с рисом. Конечно, перед началом трапезы и по окончании – молитвы. 

После обеда ветер усилился, "барашки" на озере превратились уже в настоящие небольшие волны, а потому на материк нас доставили на катере. Но перед этим мы проплыли вокруг острова, полюбовались на красоту. 

21 августа в Новосоловецкой обители прошёл престольный праздник в честь Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. В этот день на "Божье дело" прибыло более 100 человек паломников и гостей, состоялся Крестный ход на воде – участники обогнули остров на пароме.