В УМВД России по Тверской области прошла пресс-конференция, где шла речь о телефонном мошенничестве, а также о компьютерной гигиене и грамотности.
Как сообщила Юлия Калошина - майор юстиции и старший следователь контрольно-методического отделения Следственного управления УМВД России по Тверской области, статистика телефонных мошенничеств за этот год неутешительна. Несмотря на то, что в начале 2022 года активность телефонных воров упала, уже к лету страну захлестнула новая волна – ежемесячно в области выявляют 230-280 афер по телефону и с помощью интернета. Всего, начиная с января, региональный отдел УМВД возбудил 1894 дела о дистанционных кражах.
Главные способы обмана
Вот несколько самых распространённых схем работы телефонных и интернет-мошенников:
- Звонки от лица сотрудников банка или правоохранительных органов. По мнению спикера, эта схема самая опасная, так как во время разговора злоумышленникам сообщают все свои личные данные, по которым, кроме воровства денег со счёта, на человека можно оформить микрокредит или займ;
- Звонки или сообщения от "родственников", которым нужны деньги на операцию или другие нужды;
- Фейковые бизнес-игры. Это современный аналог финансовых пирамид, который популярен в интернете. Участники вносят деньги и поначалу выводят из игры большие суммы, приглашают друзей, получают бонусы и т.д., а через какое-то время пирамида разваливается и деньги исчезают.
- Продавцы или покупатели в мессенджерах. Если продавец либо покупатель с торговой интернет-площадки предлагает перейти в один из мессенджеров, ни в коем случае не делайте этого. Личность злоумышленника там отследить практически невозможно.
- Фишинговые сайты. На них может дать ссылку продавец в мессенджере либо же вы сами можете наткнуться на него, перепутав с официальным сайтом интернет-магазина. Введённые личные данные и информация с банковской карты моментально окажется у преступников.
А кто эти люди?
Представитель Следственного управления УМВД рассказала о том, каким образом нас могут обмануть аферисты.
"Нужно понимать, что в таких call-центрах сидят люди, прошедшие специальную подготовку. У них хорошо поставлена речь, как у сотрудников банка, и они говорят заученные действенные фразы. Злоумышленники начинают с простых вопросов о ваших открытых данных, но, когда втираются к вам в доверие, то их расспросы о ваших личных данных уже не вызывают подозрений", - пояснила Юлия Калошина.
Зачастую, подобные мошенничества организует группа людей. У них есть целая сеть, и её звенья могут быть даже не знакомы друг с другом. Из-за этого организаторы остаются в тени, и отследить их очень сложно. Крайними часто оказываются студенты, которые хотят заработать свой "процент" с дела: именно они работают операторами, то есть с "клиентами".
Как подчеркнула Юлия Калошина, они не понимают, что 10-15 тысяч рублей, которые заработают, обернутся для них серьёзным наказанием. К делу их привлекут как участников преступной группы, а это более серьёзная статья. Для мошенников такие исполнители – расходный материал.
Как вернуть свои деньги
Вернуть украденные средства бывает практически невозможно: со счёта, на который их переводит злоумышленник, он может вывести их в течение 15 минут, за это время даже заявление не написать. После этого ваши деньги "улетают" за пределы России, где их след теряется. Иногда счёт опустошают не сразу, а через несколько дней.
Лучшим средством защиты от интернет- и телефонного обмана была и остаётся профилактика и компьютерная гигиена.
Предупреждён – значит вооружён
Представитель Следственного управления призвала всех быть внимательнее и рассказала о нескольких способах защиты своих денег и данных:
- Если в разговоре по телефону с "сотрудником банка" или "полицейским" вы чувствуете какое-то сомнение иди подвох (собеседник запугивает, спрашивает ваши личные данные, уговаривает взять кредит, перевести деньги на некий "безопасный" счёт), сразу кладите трубку.
- Не перезванивайте по номерам, которые вам присылают "сотрудники банка", если необходимо, проверяйте всю информацию по известному вам номеру или номеру с официального сайта организации.
- Не диктуйте злоумышленникам никаких кодов и текстов из сообщений, которые вам приходят из банка. Четырёхзначный код уникален – это ваша цифровая подпись.
- Установите официальный антивирус.
- Всегда проверяйте адрес сайта банка, онлайн-магазина или торговой площадки в адресной строке. Адрес официального сайта всегда простой, там нет лишних букв или символов.
- Не переходите по ссылкам продавцов в мессенджерах или "левых" пользователей и не вводите свои данные на подобных сайтах.
- Сделайте двухэтапную аутентификацию, придумайте сложный пароль и регулярно его меняйте.
- Если у вас новый номер телефона, то всегда отвязывайте старый от вашего личного кабинета мобильного банка либо отключайте его.
- Действуйте по принципу: одно устройство или соцсеть – один пароль. Запомнить такое количество комбинаций сложно, но можно.
- Регулярно проверяйте информацию о ненадёжных организациях на сайте ЦБ РФ.