В картинной галерее выставлен портрет тверского архиепископа Митрофана

20 Июля 2022, 12:40

В Тверском императорском дворце открылась выставка одного произведения из цикла "Люди петровской эпохи в портретном искусстве первой половины XVIII столетия", приуроченного к 350-летнему юбилею Петра I. Вниманию посетителей представлен портрет Митрофана (Слотвинского), архиепископа Тверского и Кашинского, исполненный неизвестным художником первой четверти XVIII века.

Парадоксальность и противоречивость, характеризующие проникновение петровских новшеств в жизнь позднесредневековой Твери, наглядно проявились в том, что в роли главных проводников обычаев и инициатив светского характера здесь оказались... архиереи. Так, первые в Твери оркестр, портретная галерея, публичные фейерверки, среднее гуманитарное учебное заведение родились при дворе тверских духовных владык. С ними же напрямую связано и освоение новых тенденций в изобразительном искусстве. Естественную среду для экспериментов в светской живописи составляли иконописцы архиерейского дома. Памятником, красноречиво иллюстрирующим сложности этого процесса, является портрет архиепископа Митрофана Слотвинского.

Митрофан (? - 1752) - младший современник Петра Великого, и главные вехи его биографии связаны уже с несколько более поздним периодом. Митрофан был представителем малороссийского ученого монашества, которое при Петре на полвека стало главным источником пополнения епископата. В 1738 г. он был хиротонисан в епископы и принял Тверскую кафедру, а в 1744 г. стал архиепископом. 

В истории епархии Митрофан остался как "многоделательный архиерей". Он был одним из главных проводников реконструкции архиерейского дома в кремле, позже составившего основу Тверского императорского дворца. Особая заслуга Митрофана заключалась в создании в 1739 г. Тверской духовной семинарии. В семинарии хранили память о владыке, и именно оттуда в 1920 г. поступил в Тверской музей, а затем в Картинную галерею, его портрет.

Портрет с очень большой осторожностью, на основании лишь косвенных признаков, можно датировать 1740-ми годами. Но манера, в которой он выполнен, свидетельствует о глубоком консерватизме местной художественной практики этого времени и отсылает нас к допетровскому жанру парсуны. Невозможно уверенно судить, обладает ли изображение владыки Митрофана существенным сходством с оригиналом. При всем своем своеобразном изяществе и мастеровитости портрет Митрофана и технически, и идейно близок к традиционной иконе и почти не отражает влияний европейской светской живописи. 

12+