В связи с тяжелой ситуацией санкционного давления на российскую экономику, общественные организации, которые представляют интересы фермеров, садоводов, малого и среднего бизнеса на селе, а также участники проекта "Мой гектар", направили в Правительство РФ свои предложения по оптимизации механизма получения разрешения на строительство домов на землях сельхозназначения для личных подсобных хозяйств.
На сегодняшний день основным вариантом строительства жилых домов для желающих организовать свое личное подсобное или фермерское хозяйство на сельских территориях является изменение категории и вида разрешенного использования участков, который занимает от одного до трех лет согласований и внесений изменений в генеральный план территории. В ситуации санкционного давления, потенциальных затруднений бизнеса по сохранению рабочих мест и необходимости предоставить населению возможность заняться личным подсобным хозяйством особенно остро встает вопрос упрощения процедуры и сокращения сроков "выхода" людей на собственные территории для реализации проектов (два года ждать согласования люди не смогут). Важно отметить что принятый правительством закон 299-ФЗ для фермеров вопрос системно не решил, так как в части регионов местные власти повсеместно ограничили его действие*.
В адрес Правительства РФ направлены предложения по снижению бюрократической нагрузки с собственников земельных участков, которые планируют построить дом в сельской местности. Письмо направлено на имя заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина и руководителя Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) Олега Скуфинского. Как отмечено в официальных письмах:
Согласно Градостроительного кодекса, одним из видов комплексного развития территории является развитие по инициативе правообладателей земельных участков, которое реализуется через заключение соответствующего договора между собственниками недвижимости и органом власти. В соответствии с такими договорами, инвесторы могут осуществлять строительство, необходимое для реализации бизнес-проекта, а орган власти обязуется выдать все необходимые для строительства и запуска инвест-проекта разрешения. Договор также предусматривает и гарантии выполнения всех обязательств с обеих сторон
По мнению авторов письма, единственным недостатком такого договора является требование по его соответствию всем градостроительным документам - Генеральному плану, Правилам землепользования и застройки муниципалитета (ПЗЗ) и Проекту планировки территории. Эта созависимость одного от другого выливалась в разработку большого количества документов и растягивала получение нужных разрешений на период до трех лет.
С принятием федерального закона №46-ФЗ от 8 марта текущего года с целью решения вопроса экономической стабилизации градостроительная деятельность была отделена от норм градостроительного кодекса, строительство теперь регулируется специальными федеральными законами.
- Проект "Мой гектар" на практике занимается комплексным развитием сельских территорий, поэтому такой механизм развития наших поселков как коллективный договор собственников с муниципальными органами власти Тверской области вызывает большой интерес, - прокомментировал член Президиума правления "ОПОРЫ РОССИИ", руководитель проекта "Мой гектар" Денис Бучельников, добавив, что проект "Мой гектар" в составе рабочей группы активно поддерживает решение вопроса внедрения практики подписания коллективного договора комплексного развития территории.
В ситуации "санкционного испытания на прочность" российской экономики Правительство РФ максимально быстро принимает решения по внесению изменений в законодательство, направленные на снижение барьеров для организации нового бизнеса. Внедрение практики подписания коллективного договора в рамках КРТ, о чем неоднократно говорили в ОПОРЕ РОССИИ с участием представителя института Полпредства ЦФО на совещании при Главе Республики Мордовия, – это реальный выход из ситуации, когда россияне не могут годами получить разрешение на строительство домов на сельхозземлях.
В настоящее время свои предложения по данному вопросу в адрес Председателя Правительства Михаила Мишустина готовит Комитет "ОПОРЫ РОССИИ" по сельскому хозяйству. Предлагается закрепить договор Комплексного развития территорий как антикризисный инструмент в получении разрешения на строительство, обозначенный в п.2 ст.4 Федерального закона №46-ФЗ от 8 марта 2022 года - исходя из требований данного закона такие полномочия отнесены к Правительству РФ.
__________________________________________
* В Тверской области в рамках действующего правового регулирования существуют механизмы, в соответствии с которыми возможно строительство жилых домов на землях, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности путем включения частей таких земель в границу соответствующего населенного пункта.
Любой правообладатель земельного участка сельскохозяйственного назначения вправе направить предложение в уполномоченный орган о включении земельного участка в границы населенных пунктов. На территории Тверской области уполномоченным органом на принятие решений о разработке генерального плана является Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области.
Процедура изменения категории и вида разрешенного использования через внесение изменения в Генеральный план* и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) прописана в специальной ИНСТРУКЦИИ для собственников Тверской области на сайте проекта "Мой гектар".
Партнёрский материал.