В сравнении с январём весной число резюме на одну вакансию в Тверской области резко выросло. Об этом говорят результаты исследования рынка труда в регионе, которое провели аналитики hh.ru, российской онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников.
- Если на неделе с 10 по 16 января 2022 года на одну вакансию в Тверской области приходилось в среднем 2,6 активных резюме, то на неделе с 28 марта по 3 апреля – уже 4,2 резюме. На сегодняшний день это 11 место по уровню конкуренции среди соискателей в регионах Центрального федерального округа (без учета Москвы и МО), - сообщают исследователи.
Самая высокая конкуренция за место в Воронежской области, там на одну вакансию приходится 5,4 резюме. Меньше всех в ЦФО этот показатель в Ивановской области – 3,5 резюме на вакансию.
Как отмечают аналитики, в Тверской области вплоть до середины февраля конкуренция за вакансии не превышала 3 резюме на одно предложение о работе. Активный рост начался на неделе с 28 февраля.
Уровень конкуренции произошёл из-за уменьшения числа вакансий. Это наблюдается по всей России.
- По соотношению резюме и вакансий можно судить об уровне конкуренции на рынке труда. За последние несколько лет с напряжённостью скорее сталкивались работодатели, нежели кандидаты. На протяжении первой половины 2021 года конкуренция среди соискателей практически во всех профессиональных сферах плавно снижалась и к середине года остановилась на уровне 3,8 резюме на вакансию по России в целом, хотя нормой на рынке труда считается показатель 5−6 активных резюме на одно предложение о работе. Разумеется, напряжённость была выше или ниже в зависимости от региональной или профессиональной специфики, но общая ситуация такова — компании конкурировали за одних и тех же людей на рынке труда. После 24 февраля 2022 года привычная для многих работодателей картина начала меняться: уровень конкуренции вырос сперва до 5,3 резюме на вакансию, а затем до 5,8, - рассказывает Наталья Данина, руководитель направления клиентской эффективности hh.ru.
Что будет происходить на рынке труда дальше?
По мнению Натальи Даниной, подобные прогнозы уместно делать, только опираясь на текущую аналитику. При условии эскалации внешнего фона всё может кардинальным образом измениться. Сейчас всех — и работодателей, и соискателей — объединяет парадигма мышления: никто не понимает, что будет происходить дальше. Однако, отталкиваясь от точки "А" в середине марта, можно предположить, что картина будет выглядеть следующим образом.
Апрель — чёткий сигнал, что будет происходить на рынке труда дальше:
- Сокращение дисбаланса на рынке труда: первые соискатели, потерявшие работу и вышедшие на рынок, вероятно, почти мгновенно "растворятся" в спросе;
- Рост числа резюме и снижение количества вакансий по секторам, то есть "разбалансировка" в конкретных отраслях и профессиональных группах. В некоторых сферах ситуация может оказаться диаметрально противоположной той, что была в начале года;
- Миграция сотрудников из закрывающихся бизнесов, а также из приостановленных ввиду неопределённых перспектив.
С начала лета:
- Начало адаптации рынка труда под новые реалии: сокращение рабочих часов, "теневая" и "гаражная" экономика, рост востребованности подработки и прочее;
- Рост безработицы, который формально может остаться невысоким из-за гибких форм подстройки рынка труда в условиях низких пособий. Здесь важно учитывать специфику российского рынка труда: даже в самые тяжёлые времена в пиковые моменты безработица в стране не превышала 14%. Это в том числе обусловлено негласным обязательством между работниками и бизнесом — вместо сокращения людей компании используют урезание зарплат, рабочих часов, социальных пакетов;
- Снижение доходов у большей части населения и покупательной способности зарплат.