Заведующая детским отделением Тверского областного клинического психоневрологического диспансера, врач-психиатр Марина Николаевна Селянина рассказала об одном из распространенных расстройств психологического развития.
- Расстройства аутистического спектра (РАС) - характеризуются отклонениями в социальном взаимодействии, способах общения, ограниченным стереотипным повторяющимся набором интересов и занятий. Диагноз РАС имеет право ставить только врач-психиатр, а невролог, педиатр и другие специалисты могут их предположить, - говорит Марина Николаевна.
По последним данным ряда исследований РАС выявляется у 1 ребенка из 54 детей. У мальчиков выявляется чаще, чем у девочек и составляет 3:1.
В Твери и Тверской области число детей с РАС увеличилось в 10 раз с 50 детей в 2005 году до 501 ребенка в 2021 году Причины и патогенез РАС - Генетические факторы. В настоящее время выявлено более 100 генов, ассоциированных с РАС.
Риск рождения с РАС повышается с возрастом родителей, что вероятнее связано с увеличением количеств мутаций при сперматогенезе у лиц старшего возраста
Большинство теорий связано с нарушением процесса созревания центральной нервной системы и вследствие этого возникает искажение процесса нормального развития психических функций
Ранняя диагностика и установление диагноза позволяет правильно сориентироваться и начать как можно быстрее оказывать помощь, что значительно улучшает прогноз и снижает риск тяжести заболевания
На какие особенности нужно обратить внимание в возрасте 12-30 мес.
- Не реагирует/ не всегда реагирует на имя с 12 мес. возраста
- Зрительный контакт слабый\непродолжительный\отсутствует
- Не дает ответы по теме вопроса, например на вопрос как тебя зовут? Отвечает "велосипед" или "хорошо". Или как будто не слышит обращенную к нему речь
- Нет указательного жеста, может использовать руку взрослого вместо указательного жеста
- Совершает стереотипные, однообразные движения пальцами перед лицом, а также наблюдаются однообразные повторяющиеся движения: довольно часто кружится, раскачивается, хлопает в ладоши, потряхивает руками
- Играет чаще один, не стремится к общению с детьми
- Не усложняется игровая деятельность, не формируется ролевая игра (другой ребенок кормит куклу, а вашему это не интересно), т е нет игры "понарошку" в возрасте 1, 5 года
- Часто расставляет игрушки, колпачки, фломастеры, другие предметы в рядочки, либо выстраивает из них башенки; крутит колесики, смотрит за вращающимися предметами
- Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности. Отсутствие потребности разделить радость, интересы. Не интересуется тем, чем интересуются сверстники, например большая машина или самолет, которые привлекают внимание других детей, у ребенка остаются без внимания
- Навязчивые интересы: внимание привлекают вентиляторы, провода, светофоры, при этом практически невозможно переключить внимание на что-либо другое
- Задержка речи, не сформирована фраза в 2,5 года, (не сопровождается попытками компенсировать с помощью альтернативных способов общения, таких как жесты или мимика; часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления, лепета).
- В речи многократное повторение одних и тех же звуков, слов, фраз ранее услышанных в мультфильмах
- Любые перемены вызывают протест: стремится ходит гулять по определенному маршруту, носить одну и туже одежду, есть однообразную еду, стремится сохранить предметы в доме на своих местах
- Необычные реакции на звуки: закрывает уши руками, когда включают пылесос или слышит звонок в дверь
- Отсутствует потребность разделить радость, интересы с другими людьми
При этом наличие одного изолированного признака не является основанием для постановки диагноза. Необходимо указание на качественное нарушение социального взаимодействия, качественное нарушение в коммуникации, а также повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и деятельность.
При возникающих проблемах или подозрении у родителей на нарушение в развитии ребенка, необходимо обратиться на прием к детскому психиатру для проведения диагностики и создание программы реабилитационных мероприятий.