В период перестройки с популярностью писателя Анатолия Рыбакова могли конкурировать, пожалуй, только Сахаров, Горбачёв и Ельцин. Его знаменитый роман "Дети Арбата" посвящён сталинской эпохе и стал литературным символом обновляющейся в муках страны. Миллионы россиян читали произведения Анатолия Наумовича Рыбакова, 14 января исполнилось 111 лет со дня рождения писателя. Его личная судьба некоторое время была тесно связана с Калининской областью, что нашло отражение и в романе "Водители", и в третьей части тетралогии "Дети Арбата", которая называется "Страх". Мы продолжаем наш проект "Тверь в лицах" вместе с историком Вячеславом Воробьёвым.
Анатолий Рыбаков родился в Чернигове в семье инженера. С восьми лет жил в Москве, на Арбате. По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе — грузчиком, потом шофёром, вливаясь в ряды пролетариата, чтоб иметь перспективы на получение высшего образования. В 1930 году поступил в Московский институт инженеров транспорта, но в 1933году был арестован и осуждён на три года ссылки по статье 58-10 (контрреволюционная агитация и пропаганда). Выйдя на свободу, реальной свободы не получил: он не имел права жить в городах с паспортным режимом и скитался по разным весям, работая там, где не требовали заполнять анкеты. В 1938—1941 годах наступило относительное благополучие: Рыбаков работал главным инженером в управлении автотранспорта в Рязани.
Войну Анатолий Наумович прошёл в автомобильных частях действующей армии от Москвы до Берлина, закончив её начальником автослужбы 4-го гвардейского стрелкового корпуса в звании инженер-майора, награждён двумя орденами Отечественной войны. Судимость по политической статье сняли в 1945 году "за отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками".
К литературной деятельности Рыбаков обратился вскоре после войны, написав приключенческие повести "Кортик" и "Бронзовая птица", прочитанные в своё время всеми советскими детьми среднего школьного возраста. Роман "Водители" был удостоен в 1951 году Сталинской премии, что дало писателю индульгенцию от особистов и бдительных чиновников. Почти все произведения писателя экранизированы.
"Дети Арбата" были написаны ещё в 1960-х годах, двадцать лет пролежали в столе, опубликованы были в самом начале перестройки, в 1987 году. В романе сделана попытка художественно осмыслить трагическую судьбу поколения, к которому принадлежал сам писатель, обнажить суть тоталитаризма и понять его происхождение и специфику в нашей стране. Роман имел фантастический успех. В 1989—1994 годах вышли три тома его продолжения: "Тридцать пятый и другие годы", "Страх" и "Прах и пепел". Книги Анатолия Рыбакова изданы в 52 странах общим тиражом более 20 миллионов экземпляров.
В эпизодах судьбы главного героя тетралогии Саши Панкратова просматриваются черты биографии самого Рыбакова. В романе "Страх" Саша, как и автор, возвращается из ссылки без права жить в крупных городах и решает поселиться в Калинине:
"…Никогда Саша раньше не бывал в Калинине, думал, глухой областной город. И был приятно удивлён: чисто, красиво. Саша шёл по главной, Советской, улице, пересёк несколько площадей: Красную — с городским садом имени Ленина, Советскую площадь и Пушкинскую. На площади имени Ленина в особняках располагались городской совет, городской комитет партии и театр. Улица заасфальтирована, тротуары очищены от снега, ходит трамвай, бегут машины, те же, что три года назад видел он в Москве: ГАЗ-АА, ЗИС-5, легковой газик, и только возле здания горкома стояла новая легковая машина М-1, "эмка", а возле облисполкома — большой чёрный легковой автомобиль ЗИС-101, раньше он таких не видел, но о выпуске их читал в газетах. Не Москва, но и не Канск, не Кежма, тем более не Тайшет. Идут люди, давненько не видал он смеющиеся лица, спокойная, безмятежная, нормальная жизнь…".
Из текста романа следует, что Рыбаков хорошо знал Калинин, его планировку и некоторых обитателей. Но его герой вскоре выяснил, что жизнь здесь вовсе не безмятежна: через несколько дней в городе ввели паспортный режим, только что устроившемуся водителем Саше пришлось уехать в никуда, а секретаря обкома М.Е. Михайлова арестовали. Михаил Ефимович Михайлов (Каценеленбоген) — реальная фигура, он действительно был тогда первым секретарём Калининского обкома и расстрелян 1 августа 1938 года как "враг народа".
Анатолий Рыбаков умер в Нью-Йорке в результате осложнений после тяжелой операции на сердце. По завещанию писатель похоронен в Москве.
А.Н. Рыбаков писал в автобиографии: "Мои книги — это история моего поколения, поколения детей Революции. В конце двадцатых годов они пережили крушение её идеалов, в тридцатых превратились в лагерную пыль или погибли в сороковых на полях Отечественной войны. Их безымянные могилы раскиданы от Колымы до Берлина, они обратились в прах, всё ими содеянное — в пепел, повержены знамёна, осенившие их юность, ушли в небытие их мечты, надежды и песни, в памяти потомков остались только их заблуждения".
Фото с сайта https://www.litres.ru/.