История и убранство Спасо-Преображенского собора Твери: факты и вымыслы

22 Ноября 2021, 10:56

Спасо-Преображенский собор Твери – одна из главных святынь города, усыпальница тверских князей, многострадальный, изувеченный страшными пожарами, поруганный и разграбленный поляками в смутное время и не только, перестроенный, уничтоженный и, наконец, восстанавливаемый потомками… Его история поражает как потрясающими фактами, так и, увы, скудными сведениями и данными. К примеру, об убранстве первого древнего храма очень мало что известно, "Спас Златоверхий" оброс даже своими легендами, претендующими на историческую правду, и гипотезами. Разобраться в хитросплетениях достоверных сведений и выдумок нам помог известный тверской краевед, историк Павел Иванов.

Древний артефакт златоглавого Спаса

Уничтоженный в 1935 году белокаменный Спасо-Преображенский собор был построен в период с 1689 по 1696 годы. Но храм имеет свою историю, уходящую корнями в 13 век, вернее, в 1285 год, когда началось строительство каменной церкви при князе Михаиле Ярославиче и епископе Симеоне. Так что же уцелело от древних тверских Спасо-Преображенских соборов 13 и 17 веков? Существуют ли памятники из убранства и интерьера храмов – какие они и где находятся?

Собор 17 века, как и нынешний восстанавливаемый, был построен на том же самом месте, где и собор 13 века, можно сказать, что каждая последующая реплика полностью поглощала предыдущую, но была почти идентична по занимаемой площади. Правда, фундаменты древних соборов не сохранились – только остатки сгнивших свай, даже не остатки, а просто ямки от свай. Представить, каким был древний собор, можно гипотетически только по аналогичным строениям древнерусского зодчества и искусства, поскольку существует только план здания, но нет его изображения или описания. Однако есть, конечно, несколько памятников, которые помогают нашему представлению о древнем Спасе.   

Павел Иванов назвал сенсационным открытием обретение крошечного кусочка фрески с женским ликом (предположим, Богородицы) при разборе завалов, оставшихся от собора, во время недавних археологических раскопок. Неизвестно доподлинно, в какой части храма находилась эта фреска, возможно, в галерее. Хотя сохранность кусочка росписи хорошая, но сам фрагмент очень маленький – всего несколько сантиметров. Датировать находку можно широким диапазоном – концом 13-го и 14-го веками, если сравнить этот фрагмент тверской фрески с другими памятниками древнерусской иконописи – псковскими, новгородскими и т.п.

Кстати, тверской Спас начали расписывать в 1290 году. Но мы не знаем ничего ни о композиции, ни о сюжетах настенных изображений. Зато этот найденный кусочек фрески бесценен, поскольку это на сегодняшний день древнейшая и достоверная реликвия из Спасо-Преображенского собора Твери. Правда, остаётся всё же непонятным вопрос о размерах настенной росписи: если судить по найденному фрагменту, она была миниатюрной, как иконы?! А это не вполне соответствует представлению о кафедральных храмах на Руси с их монументальными фресками. Хотя мелкая, как бы "иконная" настенная роспись тоже могла быть (такая была в церкви в Городне). А вот Спасо-Преображенский храм 17 века была расписан мало и поздно, в целом его убранство создавалось на протяжении целых 100 лет.

Кашинский чин – откуда иконостас?

Второй памятник, история которого напрямую связана с древним тверским Спасо-Преображенским собором, - это Кашинский чин 15 века – ансамбль частично сохранившихся икон, который состоит из пророческого (9 икон), деисусного (11 икон) и праздничного рядов (было 12, осталось 7 икон). Центральные три отреставрированные иконы сейчас хранятся в коллекции Русского музея и выставлены на всеобщее обозрение. Судьба этого иконостаса любопытна и трагична.

Иконы эти действительно хранились в кашинском Воскресенском соборе 1796 года постройки, но они не были изначально предназначены для этой церкви. Да и сам собор не отличался богатством древней ризницы. 

Несколько слов об истории храма. Кашин тоже пережил несколько катастрофических пожаров – бедствие всех древнерусских городов. К счастью, кафедральный собор в Твери не горел во время масштабного последнего пожара 1763 года, уничтожившего центр города. Тверской храм глобально последний раз горел в 1661 году. А вот кашинскому храму не повезло – он стал эпицентром двух опустошительных огненных стихий. Жар во время пожара стоял такой, что успели только чудом вынести раку с мощами Анны Кашинской: на людях горела одежда, а на самой раке даже оплавилось серебро. Пожары и приговорили собор – его пришлось потом разобрать. В то время богатый город Кашин смог возродить свою святыню и построить в 18 веке новый храм, куда и поместили знаменитые иконы. Но возникает вопрос – как они могли уцелеть во время таких страшных пожаров? А никак! Значит, их не было в древней церкви. А где же они тогда были?

Есть предание, что Кашинский чин находился в соседнем Духовом монастыре, который уцелел во время огненных катастроф. Обитель была упразднена при Екатерине Великой (сейчас в Кашине на его месте находится горсад).

- Размеры иконостаса впечатляют – 10 метров в ширину и 9 метров в длину. Он не поместился бы в деревяные храмы Духова монастыря. Велик он был и для сгоревшего Воскресенского собора в Кашине. Возможно, иконы просто хранились в обители. Но как они там-то оказались? А возможно, что их там тоже не было.

Есть писцовая книга Твери 1626 года, в которой детально описывается иконостас Спасо-Преображенского собора и состояние икон – в одну попала молния, у ряда других – ободраны до половины серебряные оклады и т.д. Почему до половины? А потому что дотянулись до окладов на уровне пояса, без лестниц. И своровали серебро поляки, которые разграбили Тверь в смутное время. Такие же признаки имеют и иконы Кашинского чина, и стилистика их письма тверская, да и размеры иконостаса 10 на 9 идеально совпадают с размерами древнего тверского Спасо-Преображенского собора. Вывод напрашивается сам собой – кашинские иконы привезли из Твери, из нашего древнего собора, - поясняет Павел Иванов.     

Спасо-Преображенский собор тоже катастрофически горел в 1616 году и в 1537-м, свидетелем событий был даже Максим Грек: в своей келье Отроч монастыря он наблюдал за стихией и описал, как после полудня поднялся вихрь и испепелил центр Твери – в огне погибло много святынь, сгорел и Спасо-Преображенский собор – стены остались только. Погиб тогда в огне и ценнейший городской архив, лежавший на хорах. Но каким образом уцелел иконостас? Не могли ведь двухметровые доски демонтировать и вынести из огня! Загадка или …чудо! 

Иконы Кашинского чина выполнены очень хорошим мастером – это великолепный памятник византийского стиля. Иконостас может быть поставлен в один ряд с лучшими произведениями русского искусства 15 века, наряду с Рублёвым, Дионисием. Как говорит Павел, эти "аристократичные" иконы уровня лучших русских мастеров, а может, даже и греческих. 

- Это один из памятников, благодаря которому Тверь вошла в историю древнерусского искусства и заняла место на пьедестале наряду с Новгородом и Москвой. И это для нас очень лестно. В 15 веке при князе Борисе Тверь могла позволить себе заказать иконостас у лучших мастеров.  

К сожалению, сохранность уникальных икон оставляет желать лучшего. Пока отреставрированы и восстановлены только некоторые. Скажем, образ "Вход в Иерусалим", в который попала молния, лишился нижней части – её дописывали уже в 19 веке. Большинство икон несколько раз спемзовали, поэтому и сохранность плохая: в 19 веке образа варварским образом пытались отреставрировать – пемзой отскоблили всё, что шелушилось, и заново нанесли краски. Это была типичная провинциальная практика восстановления древних икон. Поэтому сейчас они выглядят как тёртые и нуждаются в особенных условиях хранения, ухода и профессиональной реставрации.  

Праздничные иконы Кашинского чина хранились в тверской церкви Николая Чудотворца на "Зверинце", где сейчас стоит Обелиск Победы. Осталось из 12 описанных в 1626 году всего лишь семь образов. Их в виде единого блока передали в 1927 году в реставрационные мастерские в Москву, а оттуда уже распределили в иконные собрания двух музеев СССР – Русского музея и Третьяковской галереи.     

И всё-таки как ответить на вопрос – каким образом тверские иконы оказались в Кашине? Нет ни одного письменного источника или документа, говорящего о факте передачи икон. В сухом остатке мы имеем следующее: иконостас этот всё-таки тверской, из Спасо-Преображенского собора. После 1626 года иконы разделили – часть отправили в Кашин, праздники – в Николу на Зверинце. Зачем, почему, когда и как? Неизвестно! Ясно только, что иконы эти многострадальные, чудом уцелевшие во многих страшных пожарах.    

Царские врата

В 1849-1853 гг. был издан роскошный альбом под руководством академика Фёдора Солнцева "Древности Российского государства". В 6-м томе формата А1 нарисованы Царские врата с мельчайшими деталями, прописано всё до тончайших подробностей – где что утрачено, где какая щепочка отошла, передана идеально цветовая гамма резных искусно изукрашенных створок. И есть надпись, гласящая, что в 1561 году эти Царские врата были сделаны "богомольцем нашим" игуменом Леонидом для одной из крупнейших и древнейших обителей - Саввина монастыря под Тверью. Но такие же врата были и в Спасо-Преображенском соборе Твери, согласно описанию 1626 года. Вернее, были там эти самые врата - из монастыря их перевезли в Спасо-Преображенский собор. А затем их из собора снова отправили обратно в монастырь при неизвестных обстоятельствах. 

В середине 19 века эти резные Царские врата хранили на колокольне каменного новодельного храма в бывшем монастыре. Их нашёл архиепископ Григорий Постников и велел отправить в Петербург и сделать рисунок. В 1913 году на выставке, посвящённой 300-летию дома Романовых, в Москве они "всплыли" вновь. А потом их след затерялся, они пропали, место нахождения Царских врат не известно до сих пор. Но Павел не теряет надежды – возможно, когда-нибудь они объявятся в фонде одного из центральных музеев.   

Подобные царские врата были и в Троицком тверском храме, сделанные практически одновременно с Саввинскими. Но в Белой Троице они были даже лучше – под деревянной резьбой находилась слюда, поэтому была иллюзия стекла под деревянной резьбой, и створки мерцали.    

Иконы для Спасо-Преображенского собора

Есть ещё иконы, история которых связана со Спасо-Преображенрским собором: на одной изображены князь Михаил Ярославич и его мать Ксения, держащие тверской кремль (она хранится в музее имени Андрея Рублёва), на другой – Михаил и святитель Арсений на фоне кремля (образ хранится в Тверской картинной галерее). Вторая икона не из соборного храма, но подобная в ризнице Спаса была. 

- На самом деле подобных образов было очень много с двумя главными тверскими святыми Михаилом и Арсением. А вот икона Михаила и Ксении единственная. Она фигурирует в описях. Икона эта стояла в нашем тверском Спасо-Преображенском соборе конца 17 века на южной стороне, около раки с мощами благоверного князя Михаила Ярославича. И икона эта старше храма, то есть она перешла из древнего собора, каким-то чудом уцелев. 

Александровские врата 14 века

Вход в Покровский или Троицкий собор в Александровской слободе украшают бронзовые ворота с "розетками". На одной из металлических пластин есть изображение Троицы с надписью на греческом языке. Как говорит Павел Иванов, врата эти – крайне нехарактерная вещь для русского искусства 14 века. 

В самом Александрове есть любопытная легенда: якобы эти ворота вывез из разорённой Твери в 1569 году Иван Грозный. 

- Здесь ест логические несуразицы: зачем Ивану Грозному, который шёл с опричным войском на Новгород, тащить в обозе туда-обратно тяжеленные врата? Ну, ладно, теоретически возможно – царь был большой оригинал. Но ворота эти от другого храма, а сам Покровский собор был построен в 1513 году и там врата уже были. Значит, сняли одни и навесили другие? Опять-таки зачем? Легенда о Твери появилась потому, что вторые врата – Васильевские – действительно были привезены из Новгорода, сняты с Софийского собора. И вот в 19 веке рождается миф, согласно которому Иван Грозный разорил Новгород и Тверь, а потому привёз оттуда врата. Хотя в письменных источниках нет на одного указания на этот факт. И врата из Новгорода мог привезти отец Ивана Грозного.  

Так и закрепилось название за бронзовыми вратами – "тверские". На самом деле, поясняет Павел, это тоже врата из новгородского Софийского собора, и они из Византии, с характерными "розеточками". На Руси 14 века не было технических возможностей отлить такую качественную бронзу. Их в середине XIV века просто реконструировали и навели на одну из пластин рисунок Троицы. По версии известного историка и реставратора Вольфганга Кавельмахера, их после этого поставили в Троицкий собор в Пскове, а вот оттуда их уже в качестве трофея и увёз московский князь Василий III для постройки Александровской слободы. Так что при всём желании увидеть "наше", вещь эта не тверская, а изначально – греческая. 

К сожалению, колокола Спасо-Преображенского храма не уцелели, а среди них были древние. Больше всего повезло ризнице собора – некоторые предметы 16-17 веков дошли до нас и хранятся в коллекции Тверского государственного музея: вырезанные из слоновой кости и украшенные серебром панагии, образки, потир, сделанный при архиепископе Иоасафе в 1674 году. Из храма, построенного в 1696 года, вещей уцелело больше. Чудесным образом сохранилась серебряная рака 1748 года, где хранились мощи Михаила Тверского, один из поздних покровов не нее. Сохранились некоторые иконы из иконостаса 1696 года и еще некоторые поздние (18-19 веков) предметы. 


 

- По возможности надо воссоздать до деталей то, что было в Спасо-Преображенском соборе на момент 1917 года, то есть сделать его музейным храмом. Таким образом будет излечена травма, которую получил город в XX веке, потеряв выдающийся, великий памятник истории культуры и архитектурную доминанту. Белокаменный взорванный храм был замечательным произведением русского искусства 17-18 веков. Поэтому я считаю, что его следует восстановить именно в таком виде, - подытожил Павел Иванов. 

В тексте использованы фотографии Павла Иванова, Тверской епархии и сайта alexandrov-obitel.ru.