Глеб Николаевич Голубев родился в Твери 15 января 1926 года. Его отец вскоре умер. Мальчика воспитывала мать - Иоганна Робертовна. Её отец - Роберт Эльцберг - занимал пост главы Тверского губернского лесного комитета, ведавшего охраной лесов всей Верхней Волги. Эльцберг увлекался археологией и состоял в Обществе любителей археологии и естествознания. Он умер в 1929 году, когда его внуку было всего три года.
Голубев, знавший о деде по рассказам матери, на всю жизнь сохранил к нему любовь и уважение. "И сам он, взрослея, всё больше походил характером на деда: по-немецки аккуратный, точный, обязательный, выдержанный", - рассказывает Вячесла Воробьев.
В октябре 1941 года войска гитлеровской Германии захватили Калинин. Голубев, только недавно окончивший восьмой класс школы, вместе с матерью пешком покинул город за несколько дней до оккупации.
Семья переехала на Урал и поселилась в городе Асбест Свердловской области. Юноша совмещал работу и обучение: днём трудился в колхозе, а вечером занимался в школе фабрично-заводского ученичества.
Голубев освоил профессию машиниста и управлял рудничным поездом. Затем юноша попал в армию. Врачи нашли у него проблемы со зрением, и Голубева не отправили на фронт. Два года он работал в запасном стрелковом полку под Челябинском.
После демобилизации молодой человек вернулся в Калинин и устроился диктором в радиокомитете. Голубев экстерном окончил среднюю школу и поступил в столичный институт кинематографии имени С. А. Герасимова на сценарный факультет. Вскоре студент женился. В Твери у молодой пары родился сын Михаил. Михаил Осокин (взял фамилию матери) станет знаменитым телеведущим.
Подрабатывая в журнале "Крестьянка", Голубев почувствовал вкус к литературе. В 1956 году из-под его пера вышла научно-фантастическая повесть "Золотая медаль Атлантиды". Она рассказывает предыстории воображаемого открытия затонувшего материка, о находке монеты атлантов и связанных с нею чудесах. Произведение быстро заметили, к нему проявили интерес за границей. Повесть перевели на немецкий и месяц печатали в главной газете ГДР Berliner Zeitung.
Голубев вспоминал:
“В этой повести уже определились основные принципы, которым я следовал во всей своей дальнейшей работе: интерес к "земным" загадкам, стремление заинтересовать читателя ими и красотой мира; динамичный, занимательный сюжет, насыщенный приключениями и неожиданными поворотами действия, нередко с элементами детектива. Я старался следовать тому направлению, начало которому положил великий отец наш Жюль Верн”
Воробьев описал атмосферу, царившую в то время в редакции журнала “Вокруг света”:
“В журнале "Вокруг света" тогда сложилась обстановка редкой доброжелательности, которую поддерживал главный редактор Виктор Сапарин. Здесь печатали свои рассказы и повести будущие мэтры научно-фантастической и приключенческой литературы Дмитрий Биленкин, Кир Булычёв, Олег Куваев”.
У Голубева был широкий круг научных интересов. Его притягивали загадки археологии: жизнь скифов ("След Золотого Оленя"), цивилизация майя ("Следствие сквозь века"), тайны, оставленные древними египтянами ("Тайна пирамиды Хирена").
Но больше всего писателя занимали загадки водной стихии. Он выдвинул гипотезу о таинственном исчезновении восставших в Крыму скифов, предложил собственные объяснения загадки Бермудского треугольника и появления покинутых командами кораблей - "летучих голландцев".
В последние годы жизни Голубев увлёкся тайнами отечественной истории. Он выпустил книгу "Шлиссельбургская нелепа". Она рассказывает об офицере Мировиче, казнённом в начале царствования Екатерины II за попытку освободить из Шлиссельбургской тюрьмы низложенного российского императора Иоанна Антоновича. В этой повести автор описал свою интерпретацию заговора Мировича.
“Не уверен, был ли простым совпадением тот факт, что последняя книга Глеба Голубева посвящена русским мореплавателям — участникам Великой Северной экспедиции 1733—1743 годов, готовившейся и начавшейся в родной для писателя Твери”, - считает вячеслав Михайлович Воробьев.
Книга называется "Колумбы Росские". До её выхода экспедицию ассоциировали исключительно с именем Витуса Беринга и его плаванием в северной части Тихого океана. Но в течение десяти лет по всей Сибири работали самостоятельные отряды, объединённые одной целью. Имена нескольких участников - братьев Лаптевых, Челюскина, Чирикова, Овцына, супругов Прончищевых - сохранились на географических картах, а остальные члены экспедиции остались неизвестными. Голубев поставил себе задачу рассказать едва ли не о каждом участнике Великой Северной экспедиции. Он писал книгу восемь лет и его труды были не напрасны.
Знаток изучения русскими мореходами Арктики доктор исторических наук Василий Пасецкий, скупой на похвалы, писал о "Колумбах Росских":
Главная тема книги с научной точки зрения решена Глебом Николаевичем Голубевым с исключительной добросовестностью, глубоким знанием архивных материалов, завидным искусством включать в ткань повествования подлинные документы, т.е. “живописать историю”. Историческое повествование Глеба Николаевича Голубева о легендарном подвижничестве деятелей Второй Камчатской экспедиции с научной и художественной точек зрения безупречно. Талант писателя великолепно дополняется одарённостью исследователя
Критик Владимир Коробов говорил об исключительной увлекательности повествования и "богатейшей фактологичности, исключительной насыщенности реалиями и деталями быта".
Глеб Голубев скончался 14 октября 1989 года. Незадолго до смерти он писал одному из редакторов: "Судя по количеству переводов и писем читателей, смею думать, что работал не напрасно".
Фото: glebgolubev.ru.