Пьеса драматурга Василия Шкваркина "Чужой ребёнок" в год своего создания (1933) была поставлена 500 раз. Но самое поразительное состоит в том, что интерес к ней не оказался сиюминутным и преходящим: и десятилетия спустя продолжились её постановки. Причём автор не прилагал ни малейших усилий к её продвижению, режиссёры ставили её нарасхват. Биография писателя восстанавливается по крупицам и с большим трудом — судя по всему, он вполне сознательно держался в стороне от тусовок литераторов и избегал говорить о себе. Но благодаря трудам профессора Вячеслава Воробьёва, эксперта нашего проекта "Тверь в лицах", мы можем узнать о жизни и творчестве талантливого и незаслуженно забытого на родине драматурга.
"Один из наиболее ярких наших кино- и театральных критиков Игорь Манцов, от которого доброго слова даже классику дождаться почти невозможно, называет Шкваркина "выдающимся советским драматургом". Я-то никогда в этом не сомневался, но приятно услышать сходное мнение из совершенно неожиданного для меня источника. Да ещё надо учесть, что до этого имя Шкваркина на целых полвека исчезло с афиш. Будем надеяться на возвращение", - говорит Вячеслав Воробьёв.
Василий Васильевич Шкваркин родился 16 мая 1894 года в Твери в семье фабриканта. В молодости он работал в банке, затем у торговца кожевенными товарами, а после революции служил в Красной армии и работал в различных советских учреждениях.
Образование Василия Шкваркина ограничилось первым курсом филологического факультета Московского университета. Продолжать учёбу он счёл излишним, поскольку на него совершенно неожиданно обрушилась слава, и Шкваркин в одночасье стал знаменитым драматургом. В 1924 году его первая пьеса "В глухое царствование" ("Предательство Дегаева"), посвящённая народовольцам, получила премию на первом Всесоюзном конкурсе исторических пьес. В центре психологически напряжённого сюжета — судьба Сергея Дегаева, совершившего двойное предательство. Пьеса была поставлена на нескольких сценах, в том числе студией Малого театра (режиссёр Фёдор Каверин при участии Веры Пашенной).
Василий Васильевич стал профессиональным драматургом. Правда, после успеха водевиля "Вредного элемента" (1927), музыку к которому написал Исаак Дунаевский, он отошёл от серьёзной драматургии и начал писать лёгкие комедии. Он сочинял их вдохновенно, с нежностью и иронией, сопровождая собственными музыкальными вставками. А поскольку они ещё и отражали современную бытовую тематику, то оказались не менее близки зрителю, чем рассказы Михаила Зощенко.
По заказу Московского театра сатиры Шкваркин создал несколько комедий и скетчей, высмеивавших нэпманов, мещан и бюрократов. Рубен Симонов поставил его сатирическое обозрение "Вокруг света на самом себе" (1927) с Василием Топорковым в главной роли. Затем последовал водевиль "Шулер" (1929), поставленный Фёдором Кавериным и закрепивший известность автора. В жанре водевиля проявилась его музыкальная одарённость, склонность к весёлому и озорному смеху. Правда, критика требовала усиления сатиричности его пьес.
"Шкваркин, видимо, слишком прямо воспринял это требование и перешёл в водевиле "Лира напрокат" (1928) от осмеяния нэпманов к жёсткой иронии по отношению к идее призыва "Ударников — в литературу". Поскольку призыв исходил из самых верхов, а, кроме того, ряд писателей восприняли эту иронию как прямое высмеивание их персон, то Шкваркин натолкнулся не только на суровую критику, но и на прямые доносы, вследствие чего пьеса не была ни поставлена, ни напечатана", - рассказывает Вячеслав Михайлович.
Драматург обратился в новых пьесах "Кто идёт?" (1931) и "Доктор Егор Кузнецов" (1932) к молодёжной проблематике — и угадал. Даже вечно недовольная критика была благожелательной и назвала их "переломным моментом" в его творчестве. Юная страна требовала юных героев, и Шкваркин нашёл их в студенческой среде, наполнил тексты не надуманными, а очень жизненными сюжетами.
Как было сказано выше, пьеса "Чужой ребёнок" (1933) побила все рекорды по числу постановок. Героиня пьесы, начинающая актриса Маня, готовится к роли девицы, забеременевшей от негодяя и изгнанной из дома жестокосердными родителями. Чтобы глубже войти в предстоящую ей роль, Маня "разыграла" своих родителей и друзей, объявив, что в самом деле ждёт ребёнка. Тем самым она устроила серьёзное нравственное испытание для окружающих её людей, характеры которых стали полно раскрываться через отношение к этому "казусу". Маню обступают женихи: студент, зубной техник, начальник дорожного строительства, а она проверяет их чувства, играя в девушку, забеременевшую неизвестно от кого.
Другой творческой удачей Шкваркина стала комедия "Простая девушка" (1936). Юная домработница Оля под влиянием распространившегося слуха превращается в глазах жильцов коммунального дома в журналистку, имеющую задание "вскрыть язвы нашего быта". Обитатели дома вынуждены перестать вести коммунальные бои и начинают мимикрировать из опасения публичного осмеяния в печати. Слагаемыми несомненного успеха были также забавная интрига, широкий диапазон авторской иронии, сочный юмор, остроумные диалоги и реплики персонажей в духе Зощенко. Пьеса жила на сценах очень долго, а в 1959 году по мотивам "Простой девушки" композитор Карен Хачатурян создал одноимённую музыкальную комедию.
В конце 1930-х годов комедии Шкваркина — "Весенний смотр" (1937), "Страшный суд" (1939) — становятся жёстче, строже, даже злее. В "Страшном суде" представлена целая галерея типов подлецов и негодяев. Автор поставил сверхзадачу показать, что суд собственной совести страшнее официального народного суда. Комедия "Страшный суд" вышла в 1940 году отдельной книгой в Калининском областном литературном издательстве.
В последние двадцать лет жизни Шкваркин не опубликовал ни одной новой пьесы, хотя избранные комедии выходили двумя изданиями. Причины этого творческого молчания не выяснены. Он скончался в Москве 14 ноября 1967 года. Так или иначе, в истории отечественной литературы Василий Шкваркин остался одним из самых талантливых представителей жанра бытовой комедии.
Драматург Исидор Шток написал о нём: "Что является наиболее ценным в комедиях В. Шкваркина... Это — влюблённость в нашу жизнь. Влюблённость в своих юных и в старых героев. Ненависть к чёрствости, к бездумию, к стяжательству, к равнодушию... Занимательная, никогда не повторяющаяся интрига... Острые, порой даже ставшие пословицами реплики".
Это истинная правда. Хочется помечтать, чтобы хоть одна из пьес Василия Шкваркина когда-нибудь была поставлена в его родной Твери.
Фото с сайта teatr-teatr.com/ и zen.yandex.ru/verbinina