Тренеры личностного роста, спасатели-гуру, эксперты в разных областях знаний... В Интернете есть специалисты по всему на свете: от внутренних эзотерических энергий до масштабирования дохода и удаленного заработка миллионов при минимуме усилий. И спрос на эти "сакральные знания" – огромный, особенно во время локдаунов. Россияне хотят повысить квалификацию в сети, освоить новую профессию, “приблизиться” к любимому блогеру и просто получить удовольствие от новых знаний. Роскачество призывает приобретать только качественные инфопродукты и не вестись на уловки “инфоцыган”.
Почему народная молва окрестила такой тип интернет-хищников "инфоцыганами"? За сходство методов: пользователь, завороженный обилием наукообразных терминов, "прогревом" в сториз и личной харизмой тренера, сам не замечает, как отдает в итоге свои деньги, а на выходе обещанного не получает.
Не так важно, чему именно учат (или создают видимость, что учат) инфоцыгане. Это могут быть как достаточно конкретные вещи, например, обучение настройке таргетированной рекламы, так и очень абстрактные, связанные с "личностным ростом" и тем, как "открыть себя денежному потоку", "быть в ресурсе" и прочее, порой переходящее в откровенную эзотерику.
Все представители этого типа мошенничества, независимо от темы, которую они эксплуатируют, имеют много общего:
1) методы саморекламы и обещания – громкие, вульгарные, на грани с фантастикой, написанные так, чтобы задеть болевые точки аудитории;
2) механизмы приманки – жертв отлавливают через социальные сети, приманивают их бесплатным курсом или вебинаром, после чего начинают обрабатывать, и дальше придется уже вкладывать свои средства;
3) результат – кроме обогащения самих мошенников, никакого значимого эффекта их курсы, тренинги и обещания не производят.
Так на что же нужно обратить внимание, чтобы не попасться на уловки аферистов?
• Достаточно прочитать первые два абзаца типичного инфоцыганского поста, чтобы понять, что на вас просто хотят нажиться. Копирайтеры таких тренеров переписывают одни и те же тексты по методичке о “болях” клиента и “морковке” – сладкой доходной жизни, которыми нужно перед потенциальным покупателем попеременно трясти.
• Если с первых же строк несчастную, закредитованную, усталую и унылую жизнь “сейчас” противопоставляют восхитительным перспективам и запредельным доходам “после” обучения – с высокой вероятностью стоит закрыть окно. Это так называемый “прогрев” аудитории для того, чтобы повысить ценность продукта и, как следствие, увеличить его продажи. Да, в том или ином виде это используют в любом маркетинге, но если реклама откровенно перегибает палку (опыт не нужен, вложения не нужны, отсутствие образования даже лучше, обещаем три ваших зарплаты уже через месяц) – насторожитесь.
• Инфоцыгане часто торопят, подталкивают к выбору, эксплуатируя новостной контекст последнего времени (“сейчас в пандемию всем компаниям нужны сайты…”), говорят, что осталась всего пара мест, что вы увидите этот пост в ленте только один раз, и запись на вебинар с секретом к богатой и счастливой жизни вот-вот завершится.
• Относитесь с осторожностью и к трогательным историям о самом бизнес-тренере, которые, как правило, состоят из гротескных лишений и трудностей в начале (вплоть до рассказа, как нынешний миллионер разгружал вагоны, доставлял еду, работал в такси и прочее) и уверенном пути к успеху сразу после освоения метода, который вам продают. Все подобные истории, как правило, чистый вымысел – выдумка маркетологов.
• Лучше посмотрите на факты “без лирики” – какое у эксперта образование? Сертификаты, курсы и ссылки на других таких же “экспертов” не считаются. Может быть, тренер по масштабированию бизнеса вообще без образования или с образованием из совершенно другой сферы? Если основной источник информации о бизнес-гении лектора – это он сам, смело проходите мимо.
• Вернут ли вам деньги, если что-то пойдет не так? Обращайте внимание на юридический статус того, что происходит с вами при вовлечении в активности инфоцыган: они намеренно размывают границу между обучением, предложением работы и предложением вам купить услугу как клиенту (и, зачастую, не имеют лицензии ни на что из этого). Не теряйте бдительность и не забывайте читать договор. Насторожитесь, если форма оплаты – это перевод частному лицу на карту, доказать, что вы оплачивали курс и вернуть деньги будет в этом случае намного сложнее.
• Обязательно перед тем, как платить очередному бизнес-гуру, поищите у него темные стороны. Поищите отзывы о нем в поисковиках, можно для экономии времена искать сразу по ключевым словам “имя эксперта + мошенник” или “имя эксперта + отзывы + обман”. Не верьте тем отзывам, которые выкладывает сам тренер. Естественно, он никогда не выложит что-то, что характеризует его не с лучшей стороны, а проверить подлинность слов вы не сможете.