В редакцию ТИА обратилась жительница Твери Инна, которая рассказала о непростой и неприятной ситуации с отпуском и заграничной поездкой. Тур был куплен официально и оплачен, отель подтверждён, но в день отъезда в аэропорт, за несколько часов, пришло уведомление от оператора "Пегас Туристик", что отель "овербукинг" и гостей не принимает. Далее последовали разбирательства с тверской компанией "1001 тур", звонки и СМС-ки, нервотрёпка, а в итоге – аннулирование тура, испорченный отпуск и отсутствие денег. Турагентство уверено в своей правоте и считает, что для клиентки было сделано всё возможное. Так что же делать путешественникам, если в забронированном и подтверждённом отеле внезапно не оказывается мест?
Если отсечь весь эмоциональный накал и взаимные обвинения, то вырисовывается следующая фактура ситуации. Инна заключила договор 13 октября текущего года с ИП Звездова, представляющей турагентство "1001 тур" в Твери, согласно которого она с мужем на неделю должна вылететь отдыхать в Иорданию в отель Grand Tala Bey Resort 5* (всё включено). Стоимость пакетного предложения составила 86 300 рублей.
22 октября, когда чемоданы уже были собраны и до отъезда в Москву оставалось несколько часов, позвонила менеджер Анастасия из турфирмы "1001 тур" и сообщила, что отель "овербукинг" (то есть гостей не принимает по разным причинам), а потому предложен альтернативный вариант – тоже отель 5* или можно вообще аннулировать тур. Инна расстроилась, второй отель её с мужем не устроил – почитали отзывы, оказалось, что он на 3-й линии, анимации нет, да и питание "олинклюзив софт", то есть бесплатные напитки только три раза в сутки во время приёма пищи в ресторане, а всё остальное за отдельную доплату. Девушка связалась по Ватсапу со своим менеджером, Анастасией Кондрашовой, которая в это время была в отпуске и отдыхала в Турции. Также в разрешении вопроса принимала участие и сама директор компании – Наталья Звездова. Инна отправилась в офис турфирмы в ТЦ "Парадиз", чтобы попробовать перебронировать путёвки, например, на Турцию. Однако ничего не вышло – в связи с предстоящим локдауном в Москве и общероссийскими каникулами столичные жители ломанулись на юга, а потому цены выросли на порядок или даже в разы.
Тогда Инна потребовала вернуть ей деньги за тур в надежде, что в течение нескольких дней сможет что-нибудь найти и подобрать в других турфирмах и всё же улететь в отпуск. К тому же девушка переживала, что сумму могут вернуть не полностью, а со штрафными санкциями.
- Мне директор турфирмы сказала, что деньги должен вернуть "Пегас", а когда это произойдёт, точно не известно. Но ведь я заключала договор не с "Пегасом", а с ИП в Твери. Я сказала, что если они так уверены, что деньги им туроператор вернёт, то пусть сейчас возвратят мне всю сумму из своих личных сбережений или кредит возьмут или ещё как. Понятно, что получила отказ. А так как я не писала никаких заявлений про аннулирование тура и на руках документов у меня соответствующих не было, то честно испугалась штрафов – вот не приедем в аэропорт, и "Пегас" решит, что мы сами не явились. И тогда все деньги будут потеряны. И вообще, у меня нет ни одного документа на руках, где указано, что туроператор "Пегас", - рассказывает тверичанка.
Инна с мужем всё-таки выехали в Шереметьево на личном автомобиле на свой страх и риск. Где-то в 18:30 девушка проверила электронную почту и нашла уведомление, которое пришло в 18:18. Там было сказано, что до 18:20 нужно дать ответ по альтернативному отелю, иначе тур будет аннулирован. Поняв, что время упущено, она снова стала звонить директору турфирмы и менеджеру, а потом и в сам "Пегас Туристик". Оператор колл-центра сказала, что никаких движений по заявке не видит, а также посоветовала обращаться в турфирму, где покупали билеты. Что делать, Инна не знала – возвращаться домой или ехать в аэропорт? В конце концов решили проверить регистрацию онлайн пассажиров на борт самолёта. Билетов с их номерами и фамилиями уже не оказалось. Развернулись и поехали домой.
В Твери Инна написала заявление в РОВД Центрального района, а также направила письменную досудебную претензию в турагентство с требованием в срок до 3 ноября полностью вернуть уплаченные деньги за несостоявшуюся поездку, в противном случае она будет обращаться с иском в суд.
В тверской компании "1001 тур" корреспонденту ТИА пояснили, что никто не отказывается от возврата денег. Правда, не всё так просто: практически всю сумму ИП как посредник перечислило "Пегасу", а себе взяло комиссию за услуги – 6600 рублей. Эту сумму готовы вернуть сразу же после заявления от Инны, а вот остальную сумму будет возвращать туроператор. Но когда, сказать сложно, потому что сейчас ещё идут выплаты по сорванным поездкам из-за ковида в 2020 году.
- В том, что произошло с Инной Валерьевной, нашей вины нет, мы действовали в правовом поле. Уведомление о том, что отель не принимает гостей, мы действительно получили накануне вылета от туроператора "Пегас Туристик". Такое решение принимают даже и не они, а сам объект размещения. Иордания только открылась для туристов, там ещё мало работающих отелей по системе "всё включено". Допускаю, что отель не рассчитал и вообще ещё не приступил к работе. Мы тут же уведомили клиентку о ситуации, предложив альтернативу, – отель той же категории без доплат. Она отказалась – её право. В офисе мы также её предупредили, либо она летит во второй отель, либо тур будет аннулирован. В конечном итоге, не получив согласия, мы не перебронировали отель и путёвку пришлось аннулировать, иначе тогда бы точно "Пегас Туристик" применил штрафные санкции. Заявление на выплату денег Инна Валерьевна так и не написала. И кстати, подобные ситуации прописаны в нашем типовом договоре с клиентами, - рассказала старший менеджер "1001 тур" Анастасия Кондрашова.
В этой ситуации у каждого своя правда: понимаешь и сочувствуешь туристке, у которой пропал отпуск и зависли деньги на депозите туроператора, а также признаёшь, что тверское турагентство-посредник действовало в рамках своих полномочий. В подобную ситуацию, когда внезапно отменяют твой отель и предлагают перебронировать, может попасть каждый. Иногда туристы об этом узнают уже даже по прилёту в страну назначения. Особенно это актуально в период пандемии, когда туроператоры ещё возвращают долги по отменным год назад путёвкам, а поэтому отели могут быть переполнены. Какой же есть выход? А их реально только три:
- всё-таки согласиться на альтернативный отель, настроиться на отдых и полететь, надеясь на удачу;
- можно запросить перебронировать тур на более поздний срок – в эту же страну или другую, что предложит туроператор, цена может также меняться в ту или иную сторону (но когда вы поедете – тоже большой вопрос);
- последний вариант – аннулировать тур и написать заявление на возврат денег. Туроператор их должен вернуть. Раньше срок был – 10 рабочих дней. Нынче же все сроки летят коту под хвост из-за пандемии.