Накануне в селе Медном под Тверью прошла церемония открытия маленького, но удивительного Музея художественного стекла, принадлежащего династии тверских мастеров-стеклодувов и художников Маршумовых. Помимо коллекции уникальных произведений искусства стеклоделия, здесь есть настоящая мастерская. Посетители могут увидеть, как работает творец: выплавливает свою фантазию из пока что ещё бессмысленной стеклянной массы в осязаемую и застывающую причудливую форму. На мероприятии было много гостей, но главными героями вечера стали создатели музея Антон и Татьяна Маршумовы, а также легенда отечественного стекольного производства, глава семьи Михаил Михайлович Маршумов.
Музей начали строить в Медном в 2018 году, выкупив старый деревенский дом. В сентябре 2020-го ТИА побывало в гостях у Антона Маршумова, как раз в это время в Твери открылась его персональная выставка "Диалоги со стеклом". И тогда стеклодув рассказал, что планирует через год открыть свой настоящий дом-музей. Как видим, слово мастер сдержал. И тем более радостно было видеть в витринах уже знакомые нам работы Антона - канделябры "Дом эльфов" и "Синий букет", композиции "Слепые", "Радость", "Неукротимость", "Море, небо и я", витражи "Времена года" по мотивам концертов Вивальди и другие. Но в экспозиции есть работы родителей – Ирины и Михаила Маршумовых, созданные в разные периоды и на разных стекольных заводах, по собственной уникальной авторской технике.
Рюмки, трубки и трамвайный петушок
Семья принимала поздравления от представителей Министерства туризма Тверской области, поселковой администрации, коллег-художников, депутатов, предпринимателей, партнёров и друзей. Конечно, все желали процветания музею и говорили, что его открытие – это уникальное событие не только для Тверской области, но и для России в целом, поскольку традиции отечественного стеклоделия во многом уже утеряны, особенно после закрытия и развала знаменитых заводов, таких как, например, "Красный май" в Вышнем Волочке. Кстати, по признанию Михаила Маршумова, открытие музея для него стало полной неожиданностью, поскольку сын держал проект в секрете. И только неделю назад мастер побывал в доме, осмотрел экспозицию и дал советы по освещению.
С супругой Ириной Михаил Маршумов приехал в Тверь (Калинин) в 1965 году из Ташкента, сначала работали на заводе "Красный май", очень удачно и успешно: первые же работы Минкультуры стало отправлять на зарубежные выставки – в Монреаль, Прагу, работы калининцев завоёвывали престижные награды, медали и международное признание. Затем последовало приглашение переехать в Тверь, где на месте бывшего мыловаренного завода создавали стекольный. А тогда стране не хватало…рюмок, стеклоделы активно искали способы быстрого и недорогого изготовления штампованной посуды. Как уточнил Михаил Михайлович, рюмки делали вручную, и бригаде надо было обучаться 3 года, прежде чем она смогла бы выдать качественное изделие. Вот Михаил Маршумов изобрёл свой способ изготовления рюмки из стеклянной трубки. А дальше уже они с женой Ириной придумали авторский метод работы со стеклом, когда целые изделия и композиции выдували из единой трубки, каждую деталь, а не просто прилепляли наглухо. Получались настоящие скульптуры из стекла – сюжетные, с уникальной композицией, лёгкие, воздушные, невесомые, а Ирина Михайловна ещё и делала роспись вручную. Самой первой стала работа "Портрет" - она как раз представлена в музее.
- Работа со стеклом – это сказка, когда из горящей массы начинает из трубки что-то рождаться, ты что-то потянешь, что-то уколешь шилом, ещё поддунешь, прилепишь – получается невероятное волшебство. И это буквально за несколько минут, иначе стекло застынет или треснет. Этот момент меня всегда потрясал в моей работе!
Пока корреспондент ТИА фотографировала в витрине дивных жар-птиц, подошёл очень скромный Михаил Маршумов и сказал, что "вот тот голубой петушок – это одна из самых моих первых работ на Калининском стеклозаводе". Оказывается, петушок этот стал эмблемой или маркой предприятия. И он даже одно время с гордостью украшал трамвайные вагоны маршрута №6, которые ехали в Константиновку в сторону завода. Работы выполнены в технике гутного стекла, то есть сделаны мастером вручную из огнедышащей жидкой заготовки непосредственно около стекловаренной печи.
Былинные кубки
А рядом – несколько предметов (а было 21) из ансамбля "Былина", который Михаил Михайлович сделал когда-то на Дядьковском хрустальном заводе. Столь хрупкий материал – стекло, а как передаёт мощь богатырских кубков! К сожалению, освещение не показывает весь удивительный замысел художника – чаши не просто зелёного цвета: в основании – рубиновое стекло. Только если навести ярким лучом света, увидишь, как мерцают в глубине красные нутряные всполохи. С кубками – совершенно необычный массивный бутыль с очень узким горлышком и пробкой, вылезающей из спирали стекольного мазка.
- Меня спрашивали, как ты до этого додумался, откуда такая форма взялась? А я когда в Калинин приехал, увидел церковь монастыря на берегу Тверцы – Свято-Екатерининского. А там купол такой маленький возвышается над массивным зданием церкви. Так вот мне и пришло в голову сделать такую форму, как маковка у тверской этой церкви. Ну, а ещё бутыль декорирован такими как бы пластичными "мазками" – мне очень нравились элементы первоосновы, когда стекло ещё жидкое, только из печи.
Из работ сына старому мастеру очень нравятся его цветные канделябры – многоуровневые, с необычной архитектоникой и пропорциями. "Масса этого синего стекла меня по-настоящему волнует…Стекло прозрачно, тем сложно и удивительно, через него просвечивают какие-то другие элементы, накладываются, переплетаются, вместе создают особый сложный новый образ, пространственное явление", - говорит Михаил Маршумов.
Витраж из эрклёза
Мы постепенно доходим до огромного оконного витража, состоящего из мозаики и цельных глыб цветного стекла. Автор рассказывает, что создавал работу, когда ещё преподавал в художественном училище Венецианова, витраж закрывал окно парадной лестницы. Сделан он из остатков стекла, который использовали для декорирования банкетного зала гостиницы "Турист" в Калинине в 1971 году. Когда на заводе "Красный май" останавливали печи на ремонт, то внутри оставалась масса застывшего стекла, которое ломом разбивали на куски и выбрасывали. А Михаил Михайлович сырьё сохранил, вернее, на грузовике привёз его со свалки, называется оно эрклёз. Вот из него и сделал художник витраж-панно для гостиницы площадью 5 на 3 метра. А из остатков, которые сначала лежали на чердаке, спустя несколько лет стеклодув уже изготовил окно в училище.
- Нас осенью всегда на картошку посылали в колхозы, а директор предложила мне – сделайте витраж, освобожу от картошки. Я за вечер сделал эскиз. Работа называется "Приглашение к свету", там она окно закрывала, было естественное дневное освещение, больше выделялась середина, створки с глыбами стекла по бокам были как бы приоткрыты – оттуда исходил свет. Здесь, в музее, конечно, витраж смотрится немного иначе. Ну, а название ещё также говорит нам, что учение – это свет. Мы со студентом Пантелеевым использовали технологию из Литвы - пласт-бетон. В цемент и песок добавляется мало воды, но зато есть эмульсия ПВА. Бетон становится пластичным, не даёт усадку, глыбы не вылетают, впаяны на века.
Ну, а когда училище переехало из старого здания на набережной Твери, Маршумовы решили демонтировать и забрать витраж в коллекцию музея – иначе работа, скорее всего, погибла бы.
Это только начало
Антон пошёл по стопам родителей, понятно, что с детства бегал на их стекольный завод, окончил училище Венецианова, где преподавали мама и папа, затем работал всё на том же Калининском стекольном заводе – сначала учеником стеклодува, затем художником. А потом уже в 2012 году открыл собственную стеклодувную мастерскую.
- Стекольный завод, на котором мы все работали, перестал существовать. И я понял, что надо сохранить дело моего рода, нельзя позволить забыть секреты мастерства. И тогда мы решили с женой Татьяной, что надо возрождать традиции тверского стеклоделия, обучать заново мастеров, продолжать династию заслуженных художников России. Так и родился этот проект по созданию музея стекла, - поясняет Антон Маршумов.
- Видеть, как умирают стекольные заводы, – очень больно. Понимая, что у нас есть прекрасное наследие – уникальная коллекция нашей семьи, которую нельзя оставлять пылиться где-то на антресолях, мы приняли решение построить музей и передать достояние потомкам, – дополняет супруга Татьяна.
Сейчас музей располагается пока на первом этаже, но проект будет расширяться – семья обладает большой коллекцией изделий из стекла, пока что их просто негде выставить. Для туристов будут проводить экскурсии, показывать работу стеклодувов в публичной мастерской, здесь же Антон планирует со временем проводить мастер-классы для желающих, делать сувениры, гости даже смогут изготовить для себя несложный подарок из стекла на память. Кстати, Минтуризма Тверской области приняло решение включить Музей художественного стекла в Медном в межрегиональный проект "Государева дорога".