Красота и величие руин: в Тверской области спасают два изумительных храма

30 Августа 2021, 09:29

Как же повезло нескольким храмам в Тверской области, разрушенным и с уникальной историей, потому что они попали под патронаж благотворительного фонда "Сохранение культурного наследия "Белый Ирис"! На деньги президентского гранта в рамках проекта "Сохраним храмы Новоторжской земли и Степурино" уже в этом году будут выполнены работы… нет, не по реставрации, а только по консервации зданий. Реставрация – весьма дорогостоящее и длительное действо. Столичных журналистов и блогеров пригласили в пресс-тур – посетить два из этих храмов: Петра и Павла в Переслегино и Флора и Лавра в Степурино. Журналисту ТИА тоже посчастливилось отправиться в поездку и воочию увидеть, сколь прекрасны эти церкви даже в руинах, как много тайн и чудес хранят они.

Путевые заметки

Пока столичные гости мчались по платной М-11, журналист ТИА выехала в Переслегино Торжокского района вместе с тверским архитектором-реставратором "Белого Ириса" Валерием Курочкиным, который любезно согласился нас подвезти. Всю дорогу Валерий Владимирович рассказывал удивительные истории из своей практики. Например, как ему удалось выиграть конкурс на создание проекта по увековечиванию памяти Святого князя Михаила Ярославича, благодаря чему сейчас мы имеем на Острове Памяти церковь-часовню Благоверного Михаила Тверского, небесного заступника города.

Или, скажем, чего стоит рассказ о часовеньке из музея деревянного зодчества под открытым небом в Василево. Оказывается, когда-то она стояла в Удомельском районе, потихоньку ветшая и разрушаясь. Купол-луковка отвалилась, и местная ребятня неблагочестиво играла с ней в футбол. Потом она, естественно, раскололась, и оттуда выпала деревянная маленькая фигурка некоего старца, или святого, или божка с молитвенно сложенными руками. Кого запрятали в луковку мастера? Да кто ж его знает?! Валерий Владимирович даже предположил некий языческий обряд.

А вот ещё одна история про редкостную удачу и находку. Во время реставрационных работ в Борисоглебском соборе, расположенном в Новоторжском Борисоглебском мужском монастыре, Валерий Курочкин обратил внимание на то, что "уголок" фрески топорщится. Оказывается – это было приклеено к стене нарисованное полотно. Тверские эксперты картину смогли срезать и отвезти на реставрацию. По всем признакам они признали кисть художника Боровиковского. Факт вполне вероятный, если учесть, что архитектором собора был Николай Львов, который дружил с живописцем.     

А история про валунный Чёртов мост, знаменитое творение архитектора Николая Львова, вообще на грани мистики. Есть несколько версий, откуда пошло такое название. Архитектор рассказал, что на самом деле Чёртовым мост стал по наименованию островка, который то выступает из воды во время засухи, то вновь уходит в полноводье на реке Тверца. Там когда-то находилось языческое капище, а огромные валуны были настоящими метеоритами. Вот эти-то камни и использовал в качестве основы Львов. Не исключено, что они до сих пор испускают бета-излучение. Так что арочный мост этот, построенный из валунов без скрепляющего раствора, ещё может быть и космическим. 

Переслегино

За разговорами мы немного поплутали по разухабистым дорогам, на протяжении двух десятков километров, не встретив ни единой деревушки, кроме разве урочища. И вот доехали до Переслегино – тверской глуши, практически медвежий угол, где проживает постоянно всего несколько человек. В селе, когда-то принадлежащем богатому дворянскому роду Полторацких, находится среди зарослей кипрея один из самых удивительных и красивейших храмов Тверской области – Петра и Павла. Хотя прямых задокументированных доказательств тому нет, но считается, что это детище Николая Львова – уж больно чувствуется стиль и рука мастера, похожие элементы в композиции храма, высочайшее качество строительных работ. К тому же Львов и проживал неподалёку – в имении Никольское-Черенчицы, и с Полторацкими дружил и состоял в родстве.  

Храм святых апостолов Петра и Павла поражает величественностью и красотой. Он был построен в 1785-1802 годах на средства прихожан и местного помещика Марка Федоровича Полторацкого. Когда-то он, как и подобает канонам итальянского классицизма, был оштукатурен, скорее всего, имел желтоватый цвет топлёного молока. Сейчас большие колонны обнажили кирпично-бурое нутро крошащейся кладки, страшные трещины пронзают все тело храма, зияют пустые окна, встречают щербатые ступени, замолкнувшие на десятилетия две симметричные маленькие звонницы наверху. Группа энтузиастов несколько лет назад бездумно зачем-то окопала храм и обнажила экскаватором фундамент, что только усугубило ситуацию – из цоколя выпадают камни. Внутри здания сразу видно, где течёт кровля, – там глубоко въелась в кладку сводов и стен грязно-болотная плесень, разъедает она и греческие колонны с ионическими завитушками.    

И хотя храм в крайне плачевном состоянии, он по-прежнему великолепен – это застывшая музыка. Именно поэтому эксперты говорят, что реставрацию в будущем следует проводить так, чтобы по возможности максимально сохранить оригинальную конструкцию и элементы, а не воротить "новодел". Возможно, что достаточно будет только хорошей консервации, чтобы остановить разрушение. А этим и займутся тверские специалисты под руководством Валерия Курочкина и благофонда "Белый ирис". Рядом располагается храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Его состояние – совершенные руины, которые тоже будут консервировать. 

В Петропавловском храме шла служба – местный настоятель иерей Александр Рабцун провёл молебен на начало благого дела, внутри была горстка ребятишек и несколько местных жителей. Над головой под куполом хлопали крыльями и ворковали голуби – птицам вольготно в пространстве Божьего дома. Внутри уже установлены многоярусные строительные леса, настелены доски между провалами в фундаменте, убран мусор. Удалось также демонтировать чудом уцелевшие крест и позолоченные двери собора, которые сами по себе представляют произведение искусства. Сейчас они находятся на хранении. 

- Вера без дел мертва! Так поспешим же творить добрые дела – помогать в восстановлении и возрождении Божьего дома. Благословляю всех, кто приехал сегодня сюда, – смотрите, исследуйте, пишите, но с благоговением, покаянием и молитвой. Потому что прикоснуться к святым камням в алтаре – это уже есть своего рода молитва. Всем долгие лета и здравия!  - обратился к гостям после службы отец Александр.  

Львов к моменту постройки храма стал уже настоящим Мастером, гениальным Художником, талантливым Изобретателем. Пожалуй, это строение воплотило в себе всё то лучшее, что привнёс Николай Александрович в русскую церковную архитектуру.

- Про Переслегино забыли и очень долгое время просто не знали, даже исследователи творчества Львова. Хотя этот храм Петра и Павла – один из самых значимых и важных памятников в наследии архитектора. Почему? Потому что к его строительству он подошёл уже в довольно зрелом возрасте, с учётом ошибок и опыта прошлых лет, переосмыслив свои идеи, побывав за рубежом - в Италии, Германии, изучив труды классиков, например, Андрео Палладио, взяв всё самое лучшее от иностранной культуры и переиначив её на свой лад. Как архитектор он начинал со строительства собора Святого Иосифа в Могилеве по заказу императрицы Екатерины II. Спустя 20 лет Полторацкие заказывают Львову строительство храма в Переслегино. И хотя во многом оба храма схожи, всё-таки Львов добавляет новые элементы, переосмысливает, организует иначе пространственно-световую композицию. Ведь для по-настоящему творческой личности не возможен самоповтор, - рассказал кандидат искусствоведения, доцент, преподаватель Российского государственного гуманитарного университета Арсений Петров.

Как пояснил Арсений, в Петропавловском храме создателя больше всего волновали пространство и свет, здесь гармонично сочетаются и греческий портик с колоннами, и купол римского Пантеона. Только пришлось архитектору учитывать суровую российскую действительность – снежные морозные зимы, исключающие открытые окна, да и ещё хотелось придать всей конструкции ощущение лёгкости, тонкости. 

- Сосредоточием смысла стал купол, повторяющий римский образец, вернее, чтобы сохранить этот "окулус" (сквозное окно), Львов делает двойной купол. И дополняет ещё боковыми скрытыми окнами для естественного мягкого и рассеянного освещения - одухотворённого. Мы не видим этих отверстий – там должны быть 12 апостолов и изображение Христа Саваофа. То есть внешний купол мы воспринимаем как небо, освещённое отражённым светом. Купол установлен на куб – сами стены храма, мощные, чтобы выдержать такую конструкцию. Но архитектору надо нас ввести в храм и создать игру света и тени, это называется драматургия света. Он строит портик-пристройку с полуцилиндрическим сводом из деликатно оформленных греческих колонн. Это была затемнённая часть храма. Но самая светлая его часть, конечно, алтарь, - поясняет Арсений Петров.  

В алтаре находится непонятное углубление в полу – словно чаша купели. Исследователи до сих пор гадают о её предназначении. По одной из дилетантских версий, это некий замысел Львова как масона. По другой версии, здесь была алтарная сень в виде некой ротонды. Но подобной детали нет ни в одном храме Тверской области.  

Далее журналистов и блогеров пригласили на перекус – местные жители угощали сырами собственного производства. Молодая семья Макаренко оставила Москву, переехала в глушь, обзавелась пастбищами и коровьим стадом и превратилась в фермеров Загорья. Сейчас пара воспитывает пятерых детей. Сырный шашлык, кстати, вышел отменным! Затем наш путь лежал в Старицкий район, родину первого патриарха Иова, в село Степурино. 

Степурино

По дороге мы захватили местного краеведа, жителя Старицы Александра Шиткова, влюблённого в родной город и старицкий край, готовый часами с гордостью рассказывать его историю. Так, поведал нам Александр Владимирович о дворянской усадьбе в Первитино, где семья Раллей организовала образцовое хозяйство. В огромной оранжерее росли персиковые деревья 25 сортов! Плоды поставляли в лучшие рестораны Москвы и Санкт-Петербурга. Были у помещиков и стада первоклассных удойных коров, винокуренный и кирпичный заводы, мельница, сыроварня по производству русско-швейцарских сыров, которые даже успешно выставлялись в Париже.   

Упомянул краевед шутейно и о других деревнях Старицкого уезда, переименованных или которые хотели переименовать, поскольку в стране Советов названия были не созвучны высоким идеям коммунизма: Подсрачье, Ново Кобелёво и Старо Кобелёво, Навозово…Последняя деревня, кстати, стала Черёмушками.

Когда-то село Степурино было большим, здесь проживало около 800 жителей, на главной площади с Покрова до самой Пасхи шли ярмарки, куда приезжало до 10 000 человек, крестьяне и купцы были зажиточные и богатые: торговали льном, были свои сыроварни и маслозаводы, винзаводы и пивоварни.  

Колокольню во имя св. Арсения Тверского построили в 1745 году, храм с двумя престолами -  холодным во имя мучеников Флора и Лавра и теплым во имя св. Арсения – спустя почти 90 лет на историческом месте, где была деревянная церковь 16 века. В отличие от храма в Переслегино, степуринский всё же сохранился лучше, разрушения не столь катастрофичны, по крайне мере, в летнем. 

А вот трапезная и зимний престол, который отапливался тёплым воздухом, пострадали сильно: крышу снесло ураганом более 30 лет назад, пошли трещины, плесень, из настенной живописи угадывается только фреска "Воскрешение Лазаря". Долгие годы храм был заброшен и закрыт, зарастал кустами и травой, служил отхожим местом и сбором мусора, а до этого в советские годы здесь были склад, стояли какие-то станки, ремонтировали в трапезной трактора колхоза имени Сталина. 

Тут же во дворе находится несколько могильных плит и памятников. Оказывается, здесь похоронены родственники знаменитого путешественника и учёного Николая Пржевальского.      

Несколько лет назад благодаря чаяниям самих степуринцев колокольню и храм Флора и Лавра начали приводить в порядок. Здесь также по заказу фонда "Белый ирис" проведут работы по консервации: самое главное – возвести кровлю, чтобы прекратились протечки, закрыть окна, тогда храм начнёт сам постепенно высыхать, и сохранить его самобытность и оригинальность кладки. А кирпичики здесь делали по своим меркам – на возведённом заводике для постройки храма. Впрочем, такая практика в Тверской губернии была распространена повсеместно для дешевизны и экономии времени. 

Сейчас, благодаря приходу, восстанавливаемому храму, настоятелю отцу Николаю, прибывшему сюда три года назад, Степурино начало возрождаться, стали приезжать на поселение жители мегаполисов. Замечено уже давно нашими предками - как только в деревне или селе строится храм, так жизнь возвращается. 

Рассказал отец Николай и о местном чуде. Лет 50 назад во время сильной грозы молния ударила в купол колокольни, там что-то загорелось, но пожара не было, а тлело пару дней. А потом трёхметровый крест рухнул вниз, вернее, вошёл отвесно в землю. Местные жители с помощью трактора его вытащили и закопали на сельском кладбище. И вот спустя десятилетия вдруг из-под земли начал проявляться этот крест с колокольни. А берёза, под которой он был захоронен, по какой-то причине растроИлась, то есть у дерева стало три ствола. В будущем этот крест планируют достать, отреставрировать и вернуть на историческое место. 

После экскурсии гостеприимные жители Степурино накормили нас ужином в здании местной администрации – простым, но сытным: овощным рагу, жареными кабачками, капустным салатом, пирогами, яблоками, козьим молоком и чаем. Перед отъездом в здании колокольни отец Николай отслужил благодарственный молебен. А пока журналисты были на службе, ливанул дождь, умыл предвечернее небо, оживил зелень, и раскинулась над храмом как некий высший знак Божьей благодати - радуга.