"Поджаренная медь": тверской духовой оркестрик исполняет кавер-хиты

16 Августа 2021, 10:25

Тверская кавер-банда "Crusty Brass" – молодая и амбициозная, как сами себя позиционируют музыканты, группа, которая образовалась полтора года назад. На встречу с корреспондентом ТИА ребята пришли полным составом – заполонив всё пространство редакции, постоянно незлобно подшучивая друга над другом. Все они очень-очень разные: по возрасту, темпераменту, внешнему виду, не говоря уже о самих инструментах. Хотя, именно в инструментах как раз и есть то самое, что объединяет музыкантов в творческую команду и делает её уникальной среди других тверских и российских кавер-исполнителей – они играют на духовых. 

Для начала мы познакомились. Итак, в составе "Crusty Brass": Михаил Калугин (первая труба; идейный создатель и вдохновитель группы), Максим Голубков (туба), Антон Корлюков (саксофон-тенор), Алексей Соколов (тромбон), Семён Дёмин (вторая труба), Данила Расулов (саксофон-альт) и ударник Макс Курьянов. День рождения группа отмечает 9 февраля – это день первого сольного концерта, который прошёл на площадке в "BigBen". А притягиваться друг к другу и аккумулироваться музыканты начали ещё осенью 2019-го, предпандемийного. 

Как говорит Михаил, который работает преподавателем в Тверском музыкальном колледже, изначально была мысль-утопия набрать студентов. Но уровень их игры не дотягивает до кавер-бэнд. Поэтому к поиску недостающих музыкантов подключился тубист Максим, вдвоём же с Мишей они прописывали инструментовки будущих композиций. Ну, а репетировать приходилось в колледже, так как вожделенного и обязательного атрибута любой уважающей себя музыкальной группы – гаража - на тот момент ещё не было. А виртуозить на духовых где-то ещё – затея плохая, потому как это только в песне поётся про замечательного соседа с кларнетом и трубой, который веселит с утра до ночи жильцов.

Ребята, действительно, молодые, в этом, пожалуй, тоже особенность коллектива, поскольку сейчас в духовых оркестрах в основном играют мэтры, тяжёлая артиллерия, ветераны труб и тромбонов. Музыканты из "Crusty Brass", помимо собственно игры в кавер-банде, также ещё работают, преподают или учатся – кто где, а ударник-молчун Макс по основному месту работы вообще газ людям прокладывает. 

Репертуар у ребят ну очень разный. В шаблонно-привычном порядке вещей духовые оркестры и оркестрики исполняют бравурные марши, джаз и вальсы для танцплощадок. "Crusty Brass" тоже можно периодически встретить в горсаду с концертом под открытым небом или на городских мероприятиях – фестивалях, марафонах и т.п. Но главный подход к выбору будущей репертуарной вещи у тверского коллектива – это критерий "цепляет/не цепляет". Если мелодия, песня, композиция, услышанная, например, в такси, нравится, её хочется напевать или мурлыкать под нос, нотный ритм созвучен с сердечным, а звукоряд находит отклик в душе, значит – песне быть! Далее нужно переложить партитуры для духовых, написать инструментовки, срепетировать и исполнить перед зрителем. Отсюда в копилке, где уже более 200 вещей: и классика, и отечественный/зарубежный рок, и рок-н-ролл, и попса, и эстрада, и музыка из кинофильмов, здесь группа "Браво" гармонично сосуществует с Билли Айлиш, а "Qween" - с Артуром Пирожковым. Почему так вдруг? Да потому что музыканты исполняют в том числе то, что нравится публике – притязательной и не очень. Помните, что говорил герой пьесы Вампилова "Старший сын"? "Людям нужна музыка, когда они веселятся и тоскуют. Где ещё быть музыканту, если не на танцах и похоронах?". В этом, пожалуй, и заключается концепция кавер-банды "Crusty Brass". 

- "Музыка из такси" подана под определённым соусом. Современная музыка в большинстве своём очень проста, три аккорда. Но мы её перекладываем и пытаемся показать, что она тоже может звучать красиво. Иногда кавер-версия сильно отличаться от оригинала и даже больше зайдёт людям. Мы также экспериментируем, работаем в стиле мэшап. Вот, скажем, взяли мультяшную шутку "В траве сидел кузнечик", сделали симбиоз всем известной мелодии с современной музыкой, электронщиной. Получилось интересно и необычно! Иногда мы не только играем, но и поём, делаем такие вставочки. Но так как мы не вокалисты, то стараемся этим не злоупотреблять. Мы хотим взять в наш коллектив вокалистку, - говорят ребята, перебивая друг друга и практически в один голос. Так что мы не можем уточнить, кому принадлежит цитата. 

Есть ещё одна, на наш взгляд, важная миссия тверской группы – популяризация духовой музыки. Когда-то, в советские годы, духовые ансамбли были при любом кинотеатре, ДК, даже в цирках. Все праздники, шествия, демонстрации сопровождались духовыми оркестрами. Сейчас всё очень опростилось и в плане доступности – на любом мероприятии поставил усилители, скачал трек, нажал кнопку и завибрировало "тынц-тынц-тынц". Чего проще-то? То ли дело духовой оркестр: живое исполнение, мощный, объёмный, сочный звук, простор, разнообразие тембров, инструментальных голосов. Никаких микрофонов и колонок не надо. Это не камерный струнный квартет! "Духовая музыка никогда не надоест, это не скучно, людям интересно слушать", – говорят "крастибрассовцы". 

Ну, а ещё духовой оркестр очень мобильный – всё своё ношу с собой, это вам не рояль в кустах. Хотя инструмент инструменту рознь. Вот туба, например, килограмм 10-12 весит. А Макс-тубист ещё прыгать и отплясывать вместе с ней умудряется на концертах. Кстати, привезли сузафон из Индии…Все свои профессиональные инструменты музыканты заказывают в основном в Москве у проверенных фирм-производителей, и стоят они недёшево - от 100 000 рублей. Ну, а так как инструменты ослепительно полыхают и горят на солнце и не только, то и название у тверской группы соответствующее - в переводе с английского "Поджаренная медь" ("подгоревшая", шутят ребята).    

- Нас иногда путают с названием ресторана фастфуда из американского мультсериала "Губка Боб Квадратные Штаны" - "Красти краб". Ну, чтобы оправдать ожидания зрителей, мы на первом концерте исполнили песню оттуда. 

А зрителям, надо сказать, творчество кавер-банды нравится: люди очень разного возраста с удовольствием слушают, подпевают, пританцовывают.   

Пока мы готовили материал в группе произошла замена - теперь на альт-саксофоне играет Юлия Богаева.