17 июня в УМВД по Тверской области прошла пресс-конференция с участием представителей полиции и Центробанка РФ, посвящённой мошенничествам с банковскими картами и счетами граждан. Представители двух ведомств каждый с точки зрения своих компетенций рассказали о типичных способах выманивания денег у граждан с помощью гаджетов и сети Интернет, о признаках и профессиональных навыках самих мошенников, а также дали конкретные советы и рекомендации, как не попасть в оборот к аферистам. Ведь главной причиной обмана и самым слабым звеном в цепочке мошенник-жертва-банк является именно человеческий фактор. В конце мероприятия даже провели маленький эксперимент с "Сонькой-дояркой".
Кто виноват?
Что же мы имеем на сегодняшний день? За пять месяцев текущего года в тверском регионе было совершено более 800 краж с банковских счетов и более 900 случаев кибер-мошенничеств. Значительно выросли и суммы, которые преступники обманным путём получают от "клиентов": ещё несколько лет назад это были 5 тысяч - 50 тысяч рублей, то нынче размах масштабнее: от 100 тысяч до нескольких миллионов рублей. Конечно, это касается самого распространённого сейчас вида мошенничества, когда преступники звонят и представляются сотрудниками банка или финансовой компании, говорят о якобы несанкционированном списании денег со счёта клиента или о попытках некоего лица взять кредит на имя жертвы. Напуганные граждане как на духу выкладывают все данные своей банковской карты, CVV-код с обратной стороны, сообщают также коды из СМС - сообщений, которые являются подтверждениями платежей. Более того, люди ещё и кредиты на себя оформляют под видом того, чтобы некто "не взял кредит на ваше имя". Доходит до полного абсурда. Так, одна семья из Тверской области – мама и дочка – одновременно, но независимо друг от друга наоформляли кредитов и перевели аферистам 7 миллионов рублей.
Нужно понимать два важных момента: во-первых, хоть вы денег и лишились, но возвращать их банку придётся, во-вторых, вернуть украденные средства практически нереально.
- Кибер-мошенников сложно вычислить – они используют многоходовые схемы, многие из них действуют даже не на территории России, через подставных лиц и банковские карты. Даже если нам удаётся задержать подозреваемых, у них уже нет денег – возвращать жертвам нечего, - рассказал Роман Шереметьев, начальник отдела УУР УМВД РФ по Тверской области.
Представитель Центробанка ответил на вопрос читателей ТИА, которые интересуются каждый раз при появлении очередной новости про крупное мошенничество – почему же банки не блокируют сомнительные операции? Оказалось, что граждане по указанию аферистов берут кредиты, иногда в разных банках, затем обналичивают их, а потом переводят деньги на карты мошенников в банкоматах. Бывает по несколько десятков и даже сотен операций. Конечно, никакая система или менеджер в банке не сможет вычислить такую схему.
- Если же система безопасности кредитной организации заподозрила, что онлайн перевод сомнительный, то карту тут же блокируют, а только потом клиенту приходит оповещение, после чего менеджер банка перезвонит и уточнит – вы в курсе такого операции или нет. При этом сотрудник спросит у вас ФИО, четыре последние цифры карты и кодовое слово, которое вы придумали, когда оформляли карту. Только чтобы удостовериться, что это действительно вы. Если всё в порядке, то карту разблокируют, - рассказал Вадим Тетин, заместитель управляющего Отделением по Тверской области ГУ Банка России по ЦФО.
Ещё один нюанс – если у вас произошло несанкционированное списание денег с карты, то нужно обратиться с письменным заявлением в банк не позднее следующего дня. Тогда кредитная организация вернёт деньги и потом будет разбираться с ситуацией, кто виноват. НО если операция была проведена с помощью пинкода, то деньги не возвратят. А проблема в том, что практически все деньги люди перечисляют мошенникам именно с помощью пинкодов.
Главное и нелепое в подобных преступлениях, что люди добровольно, собственноручно переводят деньги мошенникам, сообщают данные банковской карты, пароли, коды и т.п. Ну как тут не вспомнить кота Базилио: "Какое небо голубое, Мы не сторонники разбоя, Пока живут на свете дураки, Обманом жить нам, стало быть, с руки". Хотя в разряд жертвы может попасть каждый из нас – уж каких только умников мошенники не обводили вокруг пальца – даже финансистов и специалистов IT-сферы. При этом очень многие были уверены, что "уж со мной-то такое не произойдёт! Я ведь не лох какой-нибудь!". Так и на том конце гаджета тоже не пальцем деланный орудует: современные кибер-мошенники – это люди, продвинутые в цифровых технологиях, обученные психологическим и маркетинговым приёмам. Времена, когда бабушек разводили сидельцы за колючей проволокой, ушли.
В связи с пандемией в прошлом году резко выросли объёмы он-лайн продаж и покупок. Этим, конечно же, воспользовались мошенники. Появилось большое количество сайтов – клонов, копирующих известные платформы, странички в соцсетях, хватает мошенников и на сайтах объявлений по типу Авито и Юла. Снова доверчивые граждане переводят деньги обманщикам и остаются без товаров либо же под видом перевода, скажем аванса, сообщают все данные банковской карты и коды из СМС. На фоне потери прибыли и падения доходов из-за проклятого ковида также люди верят каким-то рекламным спам-рассылкам и обещаниям выигрышей, призов, инвестиционных вложений под большие проценты и т.п. Не надо перезванивать, не надо переходить по ссылкам, не надо отвечать! В качестве примера Вадим Тетин продемонстрировал запрос на переписку в вайбере от некой Сони на рабочий телефон с обещанием большого заработка.
Что же делать?
Да ничего особо сложного – просто запомнить несколько простых правил. Перед покупкой в интернете сначала проверьте, что написано в адресной строке браузера, чтобы не оказаться на сайте-клоне. Скажем, должно быть ozon.ru. Только так, без всяких левых символов и цифр – не 0z0n.ru. Если ресурс вам не знаком, Гугл в помощь – найдите отзывы о продавце, фирме и прочее. Благо сейчас в рунете полно таких площадок. А ещё лучше – пользоваться всё-таки проверенными сайтами.
- Не ведитесь на обещания лёгкой или большой прибыли, бешеных скидок, бонусов и распродаж, немыслимых акций. Если же вы стали жертвой мошенника, пишите заявление в полицию, - сказал Роман Шереметьев.
- Для перевода денег достаточно сообщить только номер своей карты (18 или 20 цифр на лицевой стороне) или номер лицевого счёта в банке. Если перевод денег происходит по номеру телефона, то можно ещё уточнить наименование банка (если у вас несколько карт привязано к одному номеру). Это всё! Больше никаких сведений, тем более никаких кодов из СМС-сообщений. Если с вас требуют дополнительную конфиденциальную информацию, значит, это мошенники, - добавил Вадим Тетин.
Оба спикера дали ещё один дельный совет – завести для онлайн покупок отдельную банковскую карту, не зарплатную, не кредитную (чтобы мошенники не вогнали вас в долги), другой платёжной системы иди даже другого банка.
Конечно же никогда и никому не сообщайте по телефону данных своих банковских карт – у работника банка они все есть, ему не нужно знать срок окончания действия карты или код безопасности с обратной стороны. Если "сотрудник банка" просит их сообщить, он липовый, то есть мошенник. Запомните, сотрудники безопасности банка не будут вам звонить и предупреждать о каком-то там кредите или сомнительном переводе. Это нонсенс – подумайте сами – их несколько человек работает в отделении, а жителей - миллионы в регионах.
Если у вас возникли подозрения или сомнения, что с вас хотят списать деньги, просто прервите звонок и перезвоните в свою кредитную или финансовую организацию и всё уточните. Только звонить нужно по известному вам номеру (он указан на карте или узнайте заранее), но ни в коем случае не перезванивайте по номеру, откуда поступил тревожный звонок – снова попадёте к мошенникам.
Вадим Тетин также посоветовал разумно вести себя в соцсетях и мессенджерах – не выкладывать фото с личными данными, не переходить по ссылкам от незнакомых людей, перепроверять информацию из сообщений друзей – просто позвонить и уточнить. Также нужно иметь лицензионную операционную систему в гаджетах, антивирусник, защитные пароли доступа на случай потери или кражи. И не стоит вносить коды и пароли в записной книжке самого смартфона. Вроде всё элементарно, но многие игнорируют простейшие правила кибербезопасности.
А в конце пресс-конференции мы попросили Вадима Тетина позвонить той самой "Соне", чтобы узнать, как же девица попытается развести клиента, ну и немного "потроллить" аферистку. Вадим Вадимович открыл вайбер, добавил, как мы пошутили, "Соньку Золоту Ручку" или скорее "Соньку-доярку" в список абонентов (так категорические делать нельзя – это просто ради эксперимента!), а потом позвонил. Робот тут же выдал, что "этот вид связи вам недоступен", значит кто-то уже пожаловался и номер заблокировали.