В 2021 году в Тверской области отметят 500-летие обретения мощей святого преподобного Макария Калязинского.
Празднование захватит несколько городов Тверской области. Программу торжеств утверждали в региональном правительстве на совещании, которое провёл Игорь Руденя. Он первый в правительстве поддержал идею Ассоциации тверских землячеств о проведении масштабного празднования обретения мощей. Губернатор провёл встречи с главами Кашинского и Калязинского районов, на территории которых пройдут основные торжества.
Программа торжеств и их историческая основа
6 июня начнется божественная литургия, которая пройдет в Алексеевском храме Николаевского Клобукова женского монастыря в Кашине. Именно в этом монастыре Макарий Калязинский постригся в иноки. После литургии гости праздника смогут принять участие в крестном ходе к церкви Вознесения Господня в Калязине, где пройдет вечерня с акафистом перед мощами Макария Калязинского. 7 июня запланирована экскурсия к колокольне Никольского монастыря. А вечером состоится всенощное бдение в церкви Вознесения Господня. 8 июня утром запланирована божественная литургия на площади перед этой церковью.
Макарий Калязинский в 1434 году ушёл из Николаевского Клобукова монастыря, вместе с горсткой учеников. Они основали обитель во имя Святой Троицы в глухих лесах недалеко от Кашина. Впоследствии здесь вырос город Калязин. Сам монастырь просуществовал почти 500 лет. Его закрыли в 1920 году, а в конце 30-х годов прошлого века разобрали перед затоплением территории водами Угличского водохранилища. Фрески и инвентарь хранятcя в Музее архитектуры РФ и в Тверском областном объединëнном музее.
В марте 2021 года руководство Калязинского района и митрополит Тверской и Кашинский Амвросий договорились о передаче острова, на котором располагался Троицкий монастырь Тверской епархии в безвозмездное пользование не 10 лет. Монастырь планируют восстанавливать.
Крестный ход в июне 2021 года будет проходить по историческим местам и путям, которыми мог следовать преподобный Макарий с учениками.
- Верхневолжье - это территория, которая имеет огромное культурное и историческое значение. Калязин, Кашин и другие города Тверской области, – это не просто исторические центры в прошлом, это хранители великого наследия, - считает Игорь Руденя.
Значимость Макария Калязинского для тверской земли и России
Макарий Калязинский стал первым тверским святым, который был канонизирован в общерусском чине в 1547 году.
Этому предшествовали несколько событий. В 1521 году на территории Калязинского монастыря нашли нетленные мощи Макария. Архимандрит Иона из Чудова монастыря Московского Кремля засвидетельствовал чудо, после чего в 1523 году Макария Калязинского причислили к лику местночтимых святых.
При жизни Макария Калязинского почитали как духовного наследника Сергия Радонежского. Для современников он был очень уважаемой фигурой, к его мнению прислушивались князья и духовенство.
Как рассказал ТИА профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, историк Ярослав Леонтьев, новейшие исследования говорят, что Макарий Калязинский сыграл большую роль в урегулировании конфликта между князьями в годы смуты. Он убеждён, что святой пытался выступить миротворцем и остановил братоубийственный конфликт.
- В Ермолинской летописи сказано, что игумен Макарий в 1446 году прибыл в Москву на Собор и усовестил Дмитрия Шемяку. Долгое время ошибочно считалось, что это был Макарий Желтоводский (Унженский). Но, когда мы стали изучать этот вопрос, выяснилось, что он умер двумя годами ранее Собора. Логичнее всего было бы предположить, что на Соборе присутствовал Макарий Калязинский, потому что он был влиятельным, авторитетным игуменом и был в курсе всех событий, потому что Калязинский монастырь находился на пересечении главных дорог тех мест, где шли боевые действия. И войска проходили как раз мимо него. В результате участники Собора во главе с Дмитрием Шемякой по речному пути отправились в Углич, где совершилось примирение князей (Дмитрия Шемяки и Василия Тёмного), крестное целование и соглашение о прекращении братоубийственной войны.
Василий Тёмный потом нарушил клятву. Он бежал в Феропонтов Белозерский монастырь на Вологодчине, где игумен снял с него крестное целование, и война продолжилась. Несмотря на постигшее разочарование, Макарий Калязинский, как считают историки, не бросил попыток вернуть мир на тверскую землю и способствовал обручению Ивана III, сына Василия Тёмного, и Марии Тверской, дочери тверского князя Бориса, который стал важным союзником москвичей. Ивана III Васильевича впоследствии назвали Великим и "собирателем земли русской", потому что он объединил вокруг Москвы много земель, в том числе и тверские.
Макарий Калязинский известен ещё тем, что именно он благословил на путешествие тверского купца Афанасия Никитина. Обитель во имя святой Троицы, основанная Макарием в середине XV века, в 1764 году признали первоклассной. Монастырь занял 11 место среди крупнейших монастырей страны.
- Макарий Калязинский - это первый тверской святой, которого прославили официально всей русской церковью. Он был некой связующей ниточкой между Тверью и Москвой. Макарий Калязинский всегда и с большой любовью отстаивал общерусские интересы, а не "топил только за местный патриотизм". Поэтому, в частности, он и был так рано канонизирован.
К нему приезжали люди отовсюду, и он всегда и всех их принимал. В его монастыре был Иосиф Волоцкий, известный московский церковный деятель, путешественник Афанасий Никитин, прославивший Тверь. Тогдашние церковные описатели писали, что Макарий был ко всем ласков, приветлив. Он приветствовал паломников фразой: "Здравствуй, старчушка добрый". В то время было достаточно нетипично – такая доброта и открытость ко всем.
В тогдашних условиях, когда Русь была раздроблена, он был абсолютно ко всем добр, корректен, предельно вежлив. В этом и был его завет. Этой добротой он и запомнился. Его можно в полной мере называть и московским, и тверским святым. Он одинаково почитаем в разных концах России, - рассказывает историк Павел Иванов.
Он поясняет, что при этом Макарий был человеком своего времени. Он основал монастырь, скупал земли вместе с крестьянами. Он был типичным создателем большого монастыря. Но тогдашняя этика это не рассматривала как какую-то проблему. Это было нормально. Так делали все, кто тогда занимался церковным строительством - Никон Радонежский, Пафнутий Боровский.
Макарий принадлежал к известному дворянскому роду Кожиных. Еще один представитель рода - Геннадий Кожин, к примеру, был тверским епископом во времена окончания тверской независимости.