Пандемия COVID-19 многое изменила и на многое заставила взглянуть по-новому. Необычайно актуальными стали все формы дистанционного взаимодействия. Как всё новое, они оказались несовершенными. Если не брать во внимание здравоохранение, особенно масштабные перемены произошли в системе школьного образования. К началу пандемии она не имела "пространства для разгона перед прыжком", поэтому учителя оказались перед необходимостью учить детей практически без каких бы то ни было инструментов и методов. Редакция ТИА обратилась к лучшим учителям Тверской области с вопросами о дистанте, чтобы попытаться взглянуть на ситуацию их глазами. А главное понять, возможно ли школьников учить удалённо в принципе?
Автор рисунка: Владимир Орехов.
В начале нашего разговора Андрей Мишин сразу же уточнил, что дистанционное образование и вынужденное удалённое обучение, на которое школы перешли прошлой весной, – две разные вещи.
- Дистанционное образование – это отрегулированная форма. То есть должна быть специальная продуманная платформа, на которой человек, действительно, учится. Часть лекций там записана заранее, выложены формы зачёта до какого-то периода дэдлайна, когда все должны всё сдать, дана литература, предлагается дополнительная форма общения с преподавателем: чаты или видео-лекции. И эта форма расписана для условного студента дистанта на год или на весь период обучения. А у нас получилась просто кривая подмена. Учитель с помощью видео-конференций или даже без них пытается делать то же самое, что он делал в классе. Хорошо если при харизме учителя ему удаётся сделать так, что ученики прилипнут к экрану. Но это невозможно сделать физически. Нельзя так выкладываться семь часов кряду онлайн. Ученик окошко выключит, камера не работает или что-то ещё, и ты говоришь в пустоту. Мы сами не знали, как организовать детей, они же просто были дома, поэтому решили, что будем так общаться – кто-то что-то поймёт. Но с точки зрения педагогики – это безграмотный подход.
Андрей Валентинович использовал дополнительные программы, чтобы организовать интерактив и чтобы дети были больше вовлечены в процесс. Он убеждён, что даже видео-конференция не может удержать внимание ученика несколько уроков подряд. Всё должно быть в комплексе: объяснение материала, возможность задать вопрос, задания, которые ребёнок может выполнить, самостоятельное изучение отдельных тем. Образовательные платформы в интернете есть давно, они устроены именно таким образом. Но предназначены, как правило, для взрослых и представляют собой отдельные курсы. Со школьной программой всё сложнее. Школа, помимо образования, даёт детям возможность учиться общаться. И это не менее важно, чем знания.
Изображение: pixabay.com.
- Для взрослых такая форма образования очень удобна. А ребёнок иначе устроен, для него школа - это не только знания, это социализация. А какая социализация, если он просто сидит и смотрит на голову условной Марии Ивановны, если он на неё смотрит вообще при плохом качестве связи? Дистанционное образование точно не подходит для младшей школы. Для подростка 10-15 лет что-то можно использовать частично. Например, иногда проводить уроки онлайн. Для старшеклассников 16-18 лет можно сделать побольше дистанционных уроков. К дистанционному образованию мы сейчас не готовы по всем параметрам: от технической составляющей до психолого-педагогического сопровождения. И плюс, естественно, дидактики и методики. Чтобы перейти на дистант, надо существенно переоснастить и школы, и вузы. Плюс сам контент, содержание: нужны новые платформы, а не только "видео показали".
В этом с Андреем Мишиным согласны все учителя, с которыми нам удалось поговорить. Дистанционное обучение не может заменить школу в традиционном её виде. Очный контакт ребёнка и учителя, общение в классе – очень важны.
- Мы не готовы, это я точно могу сказать. Но в силу наисложнейшей эпидемиологической ситуации, просто необходимо посидеть дома и хоть как-то организовать процесс в течение месяца, чтобы не ходить всем массово в школу. Старшеклассники - это очень контагиозная группа, которая просто заражает ослабленных бедных учителей.
Сейчас страшная и странная картина. Когда заболевает ребёнок, класс уходит на карантин, а когда заболевает учитель, просто его заменяют. А что такое замена? Это дополнительная нагрузка на тех же учителей.
- Учителей благополучно кинули на амбразуру и сказали: что хотите, то и делайте. Вот вам на выбор: ЯКласс, Яндекс.Учебник и прочее. Когда я выбирал платформу, где делать задания, я отслеживал отзывы в детских чатах. Мы с моими учениками договорились о компромиссе. Поскольку нет нормальных дистанционных платформ для преподавания технологии, мы договорились, что я буду проводить для них онлайн видео-уроки. Там же я им давал задания. И параллельно я использовал платформу LearningApps.
Михаил Юрьевич поясняет, что технологии дистанционно учить невозможно. Он подобрал платформу, на которой можно натренировывать детей, сам разработал задания. В итоге ученики получили знания. Но им нужны навыки, а главное – культура труда.
Учителя, с которыми мы говорили, называли разные обучающие платформы. Каждый из них подбирал подходящую сам или совместно с коллегами.
Платформа "Сетевой город" обрушилась почти сразу, после массового перехода на "удалёнку".
Реально оценить результаты работы весной учителя смогли только с началом нового учебного года.
- Мы встретились в сентябре и, даже без повторения у учеников материал был усвоен минимум на 60%, - рассказывает Михаил Ракитин. - Это неплохой результат. Но практических занятий по технологии дистанционно у школьников не могло быть. Когда они что-то делают, я все время должен находиться рядом с ними. И здесь мы ещё говорим о формировании культуры работы с инструментом. Дома эту культуру сформировать нельзя. Родители часто нарушают технику безопасности, то же самое можно сказать о мастер-классах в интернете. Я иногда даже даю творческое задание детям: найти в видео-роликах какого-то мастера нарушения техники безопасности и объяснить, чем это грозит. Кроме того, далеко не во всех семьях есть инструменты. Весной, когда мы столкнулись с необходимостью учиться удалённо, даже материалы нельзя было купить.
Михаил говорит, что весенние наработки пригодились ему и этой зимой, когда школа перешла на удалённое обучение из-за карантина. Ещё в 2020 году он сделал доступными задания по технологии для учителей из других школ России, их опубликовало у себя издание "Русский учебник". Автор уроков убеждён, что такими вещами надо делиться. К тому же они пригодятся в случае, если ребёнок окажется на карантине, на длительном больничном, санаторном лечении.
Обсуждение, рассуждение, даже дебаты – это важный образовательный компонент, которого не может быть при дистанте. Ещё один важный момент – не все дети мотивированы на обучение. В классе учитель сразу видит, что ребёнок отвлекается, не воспринимает урок. В таком случае педагог может вовлечь ученика в учебный процесс и направить в нужное русло. На удалённом обучении у учителя нет возможности это контролировать. Именно сложность контроля детей со слабой мотивацией как один из самых больших минусов дистанционного образования называют все учителя.
Изображение: pixabay.com.
Но опыт дистанционного образования оказался и полезным. Так, с неожиданной стороны раскрылись некоторые ученики Михаила.
- Были у меня такие ребята, которые во время очного обучения получали четыре, а до пятёрки никак не могли дотянуть. Когда же они оказались на дистанционном обучении, без окружения, эти дети показали более высокие результаты. Я начал к ним присматриваться, объединять их в одинаковые группы, давать им индивидуальные задания.
- Научить ребёнка правильно держать ручку через Zoom или Skype невозможно. Должен быть контакт учителя с ребёнком. Надо показать своим примером, взять маленькие неловкие пальцы в свою руку и начертить вместе палочку или наклонную линию, сделать завиток. Только так, больше никак, - поясняет она.
Юлия Румянцева говорит, что некоторые инструменты, которые используются в дистанционном обучении, были знакомы учителям и до пандемии: это электронный журнал и учебники, образовательные платформы, интерактивная и онлайн доски. Но вынужденный переход на "удалёнку" в апреле всё равно поставил и учителей, и детей, и их родителей в тяжёлое положение.
Учителя не понимали, как строить образовательный процесс, родители паниковали.
- Родителям младших школьников пришлось включиться в процесс, и это можно назвать плюсом. Учителям часто трудно достучаться до родителей, как правильно объяснить ребёнку, если он что-то недопонял или проболел. А во время дистанционного обучения, родители сидят вместе со своим чадом и учатся вместе с ним.
Как и коллеги, Юлия Румянцева столкнулась с тем, что в многодетных семьях и семьях, где два ребёнка, не всегда хватает гаджетов на всех. А групповое обучение онлайн проходит в одно и то же время: с 8 до 12. Во время дистанта у неё появилось больше времени на подготовку занятий, поэтому урок можно сделать ярче и интереснее, задействовать больше различных ресурсов. И больше возможности индивидуально подойти к каждому ребёнку. Но при этом невозможна групповая работа.
Изображение: pixabay.com.
- Мы уже чему-то научились, и сейчас, если ребёнок заболел или оказался на карантине по коронавирусу в семье, мы можем с ним позаниматься и подтянуть его дистанционно. И мы этим пользуемся, - поясняет учительница.
В целом же качественное образование школьникам дистанционно дать нельзя, считает Юлия Викторовна. Отдельные инструменты полезны и нужны, но пользоваться ими надо уметь. Весной учителя оказались наедине с проблемой, и педагогические коллективы вынуждены были осваивать неизведанное пространство в авральном режиме.
Цифровизация и гаджеты уже никуда не уйдут, и учителям нужно помочь сориентироваться и овладеть новыми навыками. А такой помощи мало.
- Когда нас в апреле и мае перевели на дистант, сначала было очень сложно и учителям, и ученикам. Как организовать процесс, чтобы все дети были вовлечены, было непонятно. Сначала мы работали через социальную сеть ВКонтакте, затем начали осваивать другие платформы. Потому что через соцсеть можно было только проверить домашние работы. Мы вели уроки через Skype и Zoom. Чтобы ученики хотя бы имели возможность услышать какие-то объяснения учителя. В таком дистанционном обучении много отрицательных моментов, главный из которых – нет контакта ученик-учитель, когда учитель видит эмоции ученика, может похвалить, подбодрить.
Есть семьи, в которых компьютера нет вообще, ребёнок мог заниматься только с помощью телефона, а у некоторых в телефоне нет даже камеры, чтобы сфотографировать выполненное задание и отправить его, или не устанавливаются какие-то нужные программы.
Изображение: pixabay.com.
Наталья Николаевна - учитель русского языка и литературы. То есть, ей нужно было проверять рукописный текст, зачастую плохо сфотографированный, который невозможно прочитать. Учитель говорит, что у многих её коллег и у неё в том числе весной даже стала снижаться острота зрения из-за этого.
Кроме того, учителям пришлось самим составлять задания, чтобы детям неоткуда было списать готовые ответы. Особенно сильно понервничать пришлось выпускникам. У них не было возможности подойти к учителю и поговорить, разъяснения они получали тоже онлайн.
Изображение: pixabay.com.
- Выпускники испытывали такой страх! Решалась их дальнейшая судьба. Ситуация была очень напряжённая, экзамены переносили. Детям была очень нужна поддержка учителей.
Между тем, по мнению Натальи Бирюковой, вся эта ситуация принесла и пользу. Учителя были вынуждены быстро осваивать онлайн площадки, открывать для себя новые инструменты. А это полезный опыт не только для профессиональной коммуникации с коллегами, но и для помощи в обучении детям, которые выпали из учебного процесса: заболели, оказались на карантине или в отъезде. В этом она солидарна с коллегами, как и в том, что школьное образование перевести на удалённый формат полностью нельзя.
- Дети и так много времени проводят за компьютерами и гаджетами, на дистанционном обучении они часто лишены простого человеческого общения. Школа дает не только образование, это ещё и воспитание, музейная работа, какие-то мероприятия и поездки – это не заменишь дистанционным обучением.
Они научились искать информацию, работать с источниками и вычленять главное. Но для этого всем пришлось пережить тяжёлый стресс.
- Дистанционное обучение для нас стало шоком. У нас уже были до этого пробы дистанционного консультирования. Мы использовали эту форму для подготовки детей к ОГЭ. Мы выстроили схему через социальную сеть ВКонтакте: создали группы детей и учителей. Сложность такого обучения заключалась ещё в том, что сразу активировались сайты с готовыми домашними заданиями. И приходилось продумывать задания, давать индивидуальные, чтобы дети не списывали. Мы использовали платформы "Инфоурок" и "Видеоуроки". Отсылали ученикам готовые ролики с объяснением темы, составляли тесты, чтобы проверить знания.
Любовь Анатольевна говорит, что нагрузка на учителей-предметников очень возросла в период перевода всех поголовно на дистант.
- Я садилась за компьютер в 9 часов и заканчивала в 11 вечера. Были сложности с режимом у детей: кто-то вовремя уроки делал, кто-то нет. Очень уставали глаза за день, надо было проверить фотоотчёты, прокомментировать каждому ребёнку, почему такая оценка. Это было очень сложно.
Но главной причиной, почему дистанционное обучение не подходит для школ, Любовь Анатольевна, как и её коллеги, называет отсутствие контакта и социализации. Ну и, конечно, сложности контроля.
Пандемия продолжается и, несмотря на снижение заболеваемости, классы и школы периодически переходят на удалённое обучение. Не говоря уж об отдельных учениках, которые должны оставаться дома на карантине на время болезни родственников. Нагрузка на учителей по-прежнему крайне высока, и высоки профессиональные риски. Какой либо компенсации за дополнительные рабочие часы и повышенную опасность заболеть коронавирусом для них не предусмотрено.