"Это лучшее, что происходит": интервью о музыке в Твери

18 Января 2021, 11:00

Барабанщику Дмитрию Олехову в этом году исполнилось 19 лет, он играет в ВИА им. Арсения Петровича. Во время записи в студии молодой человек отыграл пять песен за два часа. Это очень круто даже для профессионала высокого класса. Анастасия "Ася" Кузнецова, пишет тексты, музыку и поёт в группе "Вселенная 25". У неё глубокие тексты и потрясающий голос. Недавно группа "Вселенная 25" записала свой первый альбом "Цикл", который даже опубликовал на своей странице известный российский ресурс "Родной звук".

В Твери есть музыкальная жизнь, и она очень интересная, убеждён звукорежиссёр Максим Калинов. Он работает с молодыми музыкантами в студии KAVA, которую он открыл в Твери в прошлом году. Проект пока только развивается и больше похож на благотворительный, чем на коммерческий. Максим надеется, что так будет не всегда. Но пока делает записи для нескольких тверских музыкантов бесплатно, не всегда у начинающего музыканта есть средства для записи альбома. 

На фото Максим Калинов и "Вселенная 25"

Вселенная 25

- "Вселенную 25" я услышал на концерте. У меня есть студия дизайна Holmax, она находится в одном здании с клубом "Big Bеn". Часто после работы я спускался вниз, чтобы посидеть с друзьями и послушать музыку. Однажды пришёл, а там играла "Вселенная 25". Это было примерно год назад. Когда мы открыли студию, я сразу же их позвал, потому что они меня зацепили. Ася Кузнецова очень целеустремлённая, легко ориентируется в современной музыкальной индустрии. А самая главная ценность, которая в ней есть, – её волшебный голос и красивые мелодии. Она сочиняет всё: тексты, мелодии и сама поёт. Это залог того, что группа будет очень интересной, - рассказывает Максим Калинов.

Ася не любит, когда её называют Настя, говорит, что для неё это чужое имя. Ей 20 лет. После окончания музыкальной школы и колледжа им. Мусоргского (класс фортепиано) она поступила учиться в ТвГУ на музыкально-педагогический факультет. В её семье мама и два брата играют на музыкальных инструментах, но связать свою жизнь с музыкой решилась только Ася.

- Музыка для меня - это воздух и хлеб. Всю мою жизнь она идёт вместе со мной: от детства до нынешних дней. Я всегда мечтала делать именно свою музыку. Многие песни из нашего дебютного альбома я написала в 13-14 лет ("Ариведерчи" и "Концерт", например). Всё началось с того, что я решила попробовать сочинять стихи в 12 лет. Я поняла, что могу и хочу это делать. Потом я сама научилась играть на гитаре, моим друзьям это понравилось, а мне это дало мотивацию. Собственно, именно желание собрать группу сподвигло меня поступить в музыкальный колледж. Но там с этим у меня не особо клеилось. Сначала играла в кавер-бэндах, потом через год наша первая басистка Оксана и гитарист Никита решили сделать свой проект. Гитаристу понравились мои стихи, он позвал меня, и так мы создали группу "Вселенная 25".

ВИА им. Арсения Петровича

- "Вселенную 25" мы писали долго, мы только открылись, а они впервые записывались в студии – мы экспериментировали. А после них на запись пришла группа "ВИА им. Арсения Петровича" - их мы записали быстро, скоро выйдет второй альбом группы. У них уже есть опыт работы в студии, и они знают куда идут. Барабаны на все пять песен мы записали за два часа. Это очень быстро, барабанщика даже не пришлось выравнивать. Его зовут Дима, парню 19 лет. Записывать барабаны – это сложно, запись производится на 10 микрофонов, иногда больше. Писать можно весь день. Мои коллеги-музыканты, когда слушали, как он играет, не верили, что ему 19 лет, - рассказывает Максим Калинов.

Поговорить с самим Димой оказалось сложно. У молодого человека дни расписаны по минутам. И практически всё его время занимает музыка.

- Я занимаюсь музыкой все время бодрствования, но это не означает, что я играю на инструменте целый день, ведь и обыкновенное слушание музыки можно отнести к занятиям. С музыкой связано все мое времяпровождение. Помимо учебы в колледже, я преподаю барабаны в музыкальной студии "Лаборатория звука", – говорит он.

Заниматься барабанами Дмитрий Олехов начал 8 лет назад. Сначала он учился у Германа Иванова в ДДМе, затем поступил в колледж искусств имени Львова к тому же педагогу. Музыкой юноша начал заниматься сам. Не было такого, чтобы родители "для общего развития" тащили мальчика в музыкальную школу и следили, чтобы не пропускал занятия. Да и в его семье нет профессиональных музыкантов. Он говорит, что в последнее время в "ВИА им. Арсения Петровича" многое поменялось. Ушла вокалистка Полина, и пришла другая. Немного изменилась стилистика музыки.

- Самое главное для музыканта - это любить свое дело и отдаваться ему полностью, - убеждён Дима.

Михаил Круг, "Пионерлагерь "Пыльная радуга" и…

- За 30 лет у нас не было никого заметного в рок- и поп-музыке. О Михаиле Круге мы не говорим, это, конечно, бренд Твери, он пел в стиле шансон, а это немного другой мир. В Твери были группы, играющие в узких жанрах, известные на уровне страны. Это, например, Balfor или Nakka из Ржева, в которой пела известная русская поэтесса Люба Колесник. У нас многие годы была популярна тверская группа "Паха Пау", но, к сожалению, сейчас они прекратили свое существование. Маша Фалдина, солистка этой группы, очень талантливая певица и автор. Надеюсь, она еще заявит о себе. Сейчас у нас появилась группа, которая вышла на федеральный уровень, - это "Пионерлагерь Пыльная радуга".

Максим Калинов говорит, что тверским группам тяжело было "выйти в люди" по множеству причин. Первая - группе из Твери сложно влиться в московскую музыкальную индустрию. Проще переехать в Москву или Питер, и там заниматься музыкой. Многие так и сделали и продолжают делать. Вторая - это пренебрежение к качеству и записи, и живых выступлений. В Твери музыка часто делалась "на коленке", музыканты не заботились ни о звуке, ни о продвижении своего творчества. Порепетировали, поиграли и разошлись.

- Мы все-таки поколение из 80-х и 90-х, это такое немножко потерянное поколение. Мы родились во время развала, в том числе и в умах. Нам было очень тяжело собраться, чтобы поставить цель перед собой, например, записать качественно альбом, или договориться о выступлении на большом фестивале. Когда я играл в группах в то время, мы записали три альбома, они все плохого качества. Сейчас с таким звуком никуда не пойдешь.

Максим рассказывает, что в то время в Тверской области было мало студий. "Салам" в Твери была слишком дорогая для местных музыкантов, там писались в основном звезды - Пугачева, Агутин, Киркоров и многие другие. В Твери были еще две-три студии попроще, хорошая студия в Торжке, в которой писались группа "Крести козыри", "Паха-пау" и "The Mood". Многие музыканты записывали музыку, как могли. И даже не понимали, что это плохо, потому что не знали, как бывает хорошо. "Не было ни понимания, ни культуры", - поясняет он.

- Сейчас у молодых музыкантов совершенно иной подход к занятию музыкой. Они покупают хорошие дорогие инструменты. Занимаются с репетиторами, меняют методики. Пытаются соответствовать профессиональному уровню. У меня сейчас пишутся музыканты, которым по 20 лет. Они друг с другом разговаривают на профессиональном музыкальном языке. Я это очень уважаю - у нас такого не было. 

Сам Максим Калинов учился в Тверском художественном училище им. Венецианова. Там он подружился с Сергеем Дубовым, с которым они создали группу "Динамит", потому группу "Корни". Впоследствии, когда появился одноименный проект на Фабрике звезд, "Корни" переименовались в "Mezzamo". Максим играл на бас-гитаре. Потом было много других групп, например, "The Mood" Марата Карапетяна, "Моторы" и другие. В 2014 году Максим перестал играть, и занялся продюссированием молодых музыкантов.

- Я ищу то, что мне нравится, и тут понимаю, что мне уже 40 лет. Молодым группам не нужен "престарелый" басист. Группы ищут музыкантов до 30-25 лет. Я могу найти себе группу, но это будут такие же "старпёры", как и я. А мне интересна современная музыка, новые стили и молодые музыканты, - так появилась студия звукозаписи KAVA, говорит Максим. 

Он убеждён, что сейчас знаний у молодых намного больше, чем это было 30 лет назад. А главное – больше возможностей.

- Есть старый шоу-бизнес, в который не пробиться, а есть новый музыкальный мир, который с этим шоу-бизнесом не связан, но он очень богатый и разнообразный. Это люди, которым до сорока. Они живут по-другому, у них свои связи – горизонтальные, через соцсети. У них свои любимые места, где они выступают, общаются и вообще живут. "Пыльная радуга" как раз такие. У них свои поклонники. Их музыка доступна в интернете на всех музыкальных платформах. А со слушателями они встречаются в небольших клубах до 500 человек во время туров. К этому все уже пришли. Альбомы на компакт дисках продаются уже как мерч, наряду с футболками и значками. 

Не смотря на то, что Тверь не Москва, по мнению Максима, все-таки для становления музыканта здесь есть все условия. Например, хорошее музыкальное образование. Выпускники колледжей уверенно поступают в высшие учебные заведения Москвы. Молодые музыканты могут заниматься собственной раскруткой сами – без лейблов и продюсеров, благодаря интернету. Стало легче записываться, появилось больше студий, аппаратура стала дешевле, многие пишутся дома.

- Конечно, деньги музыка начинает приносить не сразу и не много. Чтобы зарабатывать, часто музыканты создают кавер-проекты параллельно с творческими. Многие, настолько увлекаются заработком, что оставляют творчество и выступают только на свадьбах и корпоративах. Клубы начинающим музыкантам, как правило, не платят или платят мало.

Любому музыканту нужна площадка, чтобы нарабатывать опыт выступлений и приобретать поклонников - убеждён Максим Калинов. - Выступление – это шанс, что тебя заметят и предложат сотрудничество. Современная музыка огромна и интересна. И это самое лучшее, что происходит сейчас в России. Всё больше музыкантов становятся неравнодушными и социально активными. Они высказываются через свою музыку.

Фотографии из инстаграма студии KAVA. 

Альбом "Цикл" группы Вселенная 25 можно послушать ВКонтакте, на Яндекс.МузыкеSpotify, Apple Music.