Тверской фотограф Роман Какоткин, член общественных советов по культуре и туризму и создатель музея фотографии "Искра", рассказал ТИА о том, как новогодняя фотография помогает семье сплотиться.
Традиции семейного фото и Новый год
Сейчас для фотографов Новый год чуть ли не самая "горячая" пора. Мода на новогодние фото в сказочных декорациях студий появилась относительно недавно и стабильно даёт хлеб фотографам.
- Традиции семейной съёмки, на мой взгляд, уже утрачены, но появившийся жанр новогодней профессиональной фотографии в студии продержится, видимо, долго. Фотографы, действительно, снимают примерно одно и то же: это пенопластовые декорации фотостудии, елочка, горящая огнями на заднем плане, и подсвеченная семейка на переднем плане. Мне кажется, что эта история пришла к нам из США, из рекламы кока-колы: теплая гамма с размытыми бликами. "Праздник к нам приходит" - в этом тренде оно все и продолжается. Когда люди этим наедятся? Вопрос сложный, видимо, не наедятся.
А как это было раньше? Дореволюционная новогодняя фотография, как и просто фотография, первоначально стоила очень дорого, как месячный доход рабочего. Тогда тоже были тренды: фотографировали в студии с определённым фоном. В советское время, когда фотография стала доступнее, профессионалов от любителей отличало то, что профессионал владел техникой цветной фотографии, мог напечатать большой формат и мог позволить себе дорогое японское оборудование.
- Человек приходил с импульсной вспышкой и фотографировал детишек на фоне ёлки, печатал карточки определённого размера. Они были тщательно, хорошо освещены. При ЗАГСах работали в очень схожей манере.
Но тогда же стало много фотолюбителей. Профессионалов приглашали на большие торжества, а домашние праздники запечатлевали семейные фотохроникёры.
- Если в семье был фотолюбитель, дома собирались, ставили вспышку и фотографировались. Потом печатали для себя черно-белые снимочки.
Когда фотография стала более массовой, стали работать с цифровой техникой, появились соответственно возможности делать виньетки, рамки, не аналоговым способом, как это раньше делали, стали делать цифровые коллажи. Сегодня, конечно, эти фотографии двадцатилетней давности выглядят очень наивно, - продолжает Роман. - Сейчас фотографы стали изобретательнее и более умелыми в фотошопе. А вот распечатанных домашних любительских фото больше нет. Что-то щелкается на телефон в репортажном режиме. Но мы знаем, что происходит с такими фотографиями: телефона нет - и фото пропали. Альбомов семейных уже по сути дела нет или очень мало. А это важно, это сближает: если вы хотя бы раз в год достали семейный альбом, полистали, посмотрели. Это имеет значение.
Роман говорит, что профессиональные фото тоже редко распечатывают. Как правило, они потом живут в социальных сетях. Но для объединения семьи этого недостаточно. Даже если распечатать селфи, которые пара делает во время путешествий, - дети потом будут листать альбом и смотреть, что делали их родители, как они менялись.
Фотограф дал советы, как сделать новогодние фотографии на телефон, чтобы они украсили семейный альбом.
- Чтобы сделать живые новогодние фото, которые потом будет интересно смотреть в альбоме, не обязательно ехать в студию с декорациями, лучше снимать там, где вы живёте, бываете. То, что вас окружает, то и надо запечатлеть.
Старайтесь снимать крупные планы: человека нужно поставить к себе ближе и дальше от заднего плана, так можно получить чуть более профессиональный эффект. Телефон переключайте в портретный режим.
Если есть возможность изменить баланс белого, меняйте его на более тёплый (жёлтый). На каждом телефоне есть "коррекция экспозиции", чтобы открыть эту функцию во время съемки, нужно нажать на экран и подержать палец. Появится шкала: "темнее-светлее" - пользуйтесь ей почаще, это позволит сделать картинку визуально более глубокой и объёмной.
Музей "Искра"
- Фотография менялась по мере технологического развития, - рассказывается Роман.
Мы беседуем в музее, который он придумал и создал с нуля в 2018 году. Он располагается в небольшом помещении цокольного этажа отеля "Оснабрюк" на улице Салтыкова-Щедрина. Основная экспозиция музея выставлена в нескольких стеклянных витринах и состоит из двух сотен предметов, около 70 из них – камеры отечественного производства: от самых первых, до советских. Деревянная бандура с гармошкой, выпуклой линзой и на длинных растопыренных ножках стоит прямо на входе в зал. Это рабочий аппарат. Его заснеженная копия установлена на улице перед отелем, привлекая туристов.
Музей за два года своего существования успел заявить о себе и набрать массу отзывов на популярных сайтах, рассказывающих о достопримечательностях Твери. Проект оказался успешным, но убыточным. Его создатель, владелец выставленной коллекции и тверской фотограф Роман Какоткин, далеко не олигарх, но пока получается, что содержит музей на свои доходы.
- В 2018 году вышло постановление о субсидировании малых музеев, к тому времени у меня уже был проект "Искры". Коллекция частично сформировалась и хранилась дома (сейчас в музее выставлено примерно 20% от того, что есть у Романа). Я сделал набросок, идею музея. С этим обратился в министерство туризма, они идею поддержали, выделили субсидию, которая простимулировала этот проект. Музей достаточно быстро получил отклик аудитории. В плане социального взаимодействия: общения с администрацией, с людьми, имеющими отношение к культуре, посетителями, детьми, учениками фотошколы - у нас всё прекрасно. Мы имеем отличную обратную связь от посетителей, высокие рейтинги и отзывы. А вот финансовая часть абсолютно противоположна первой. Это убыточный проект. Есть проблемы, которые пока решить невозможно.
Среди них Роман называет высокую стоимость аренды помещений в более проходимых местах города, сложность в привлечении туристических потоков и организованных групп и в общей экономически-депрессивной ситуации.
Но интерес к фотографии у людей есть, и он высокий. В музей приходят на экскурсии, мастер-классы, на кинопоказы и лекции, да и просто, чтобы понять – в чём магия фотографии.
- Я сделал акцент на отечественной истории, отечественной технической мысли, оборудовании. Техника вставлена в хронологическом порядке. Здесь модели с наиболее заметными инженерными решениями наших разработчиков. С самого начала концепция проекта заключалась в том, чтобы сделать не музей фотоаппарата и не музей для фотографов. Это музей фотографии как некоего обширного социального явления, по которому мы знаем историю мировой культуры за последние почти 200 лет. Экскурсия состоит из познавательных и развлекательных частей. В неё входит, в том числе, мини-фотосессия с использованием винтажной техники. Для людей, которые хотят большего, мы проводим мастер-классы. По технологии 180-летней давности мы печатаем открытки с тверскими видами, и люди могут забрать их с собой как сувенир.
"Зенит", красная гжель и "Серебряная камера"
Интерес к фотографированию у Романа появился рано. Но первые попытки были неудачными, отцовский фотоаппарат "Зенит", не чета современным устройствам, был сложный и требовал многих знаний и навыков.
- Впервые фотографии у меня получились в восьмом классе. Это было пропагандистское мероприятие от министерства обороны. Нас, школьников, отвезли на полигон для демонстрации военной техники. Я пофотографировал своих друзей на этом фоне на "Зенит". Разобрался с экспонометром и получилось неплохо, - рассказывает фотограф.
После школы он учился в Тверском художественном училище имени Венецианова, затем - в Московском государственном университете печати по классу художественной книги. И фотографировал, фотографировал, фотографировал.
- Снимал я очень много, покупал плёнки в трёхсотметровых бобинах, - вспоминает он.
Первый коммерческий заказ как фотограф Роман получил, ещё будучи студентом.
- Я снимал яхту. Меня привезли на водоём в Подмосковье. Там стояли три яхты известных людей, владелец одной из них купил спальню у какого-то шейха. Всё было очень круто и роскошно. Там были золотые приборы с красной гжелью. Я удивился и спросил, почему гжель красная. Мне сказали, что это гжель выполнена по спецзаказу под интерьер. А металл – золото. За ту съемку мне заплатили 200 долларов. Негативы заказчик забрал, но у меня остались несколько отпечатков.
Роман Какоткин состоял в тверском фотоклубе, с 2003 года - член союза художников России, несколько раз выставлялся в Москве, Санкт-Петербурге, Твери. Несколько раз побеждал в международных фотоконкурсах. Выставлялся в Манеже и выигрывал гран-при "Серебряная камера" от мэрии Москвы. В Твери в 2007 году организовал студию "IMAGE FACTORY". В 2014 году начался финансовый кризис, и Роман продал компанию. Некоторое время занимался только частными заказами. А в 2018 открыл музей.
Как сделать фотографию, которую увидят все
- Сейчас техника становится все доступнее и лучше, поэтому фотографию, которая победит в конкурсе или разлетится по СМИ, может сделать любой человек, оказавшийся в нужное время в нужном месте. Я как-то сидел в кафе в "Рубине", когда там началось затопление 1 этажа из-за дождей: в коридорах стояла вода, и люди, весело катясь на тележках, разрезали эту воду. Это было довольно забавно. Я сделал фото на телефон и выложил в Инстаграм. И буквально через час-два они были во многих тверских новостях. Сегодня, действительно, мобильного телефона достаточно, и я ничего плохого в этом не вижу, - говорит Роман.