Как горожане восстанавливали разрушенный в оккупацию Калинин

16 Декабря 2020, 09:11

Оккупация Калинина продолжалась с 17 октября по 16 декабря 1941-го года. За два месяца в ходе боев и оккупации городскому хозяйству был причинен огромный урон. Было разрушено 7714 зданий и больше половины жилого фонда, выведено из строя более 70 предприятий. Сожжены целые кварталы, приведено в негодность всё энергетическое хозяйство города – ГЭС № 2 и 3, ТЭЦ № 1, высоковольтная и низковольтная сети, трансформаторные подстанции. Уничтожено 118 магазинов, 25 столовых, 50 школ, педагогический институт, драмтеатр, филармония, областной краеведческий музей, все больницы, поликлиники, бани и прачечные, водопровод, канализация, трамвайное хозяйство, мосты через Волгу и Тьмаку, нарушена телефонная и радиосвязь.

Местная газета "Пролетарская правда" в эти два месяца по объективным причинам не выходила в печать, ее успели эвакуировать в Кимры, а затем в Кашин. Немецкие захватчики создали свою газету "Тверской вестник" (редактор К. И. Никольский), в которой публиковались материалы пропагандистского и антисоветского содержания. 

Сразу же после снятия оккупации оставшиеся калининцы принялись восстанавливать родной город. Об этом писали журналисты "Пролетарской правды", которая возобновила работу в январе 1942-го. Материал о восстановлении города подготовлен при поддержке библиотеки имени Горького. 

"Было зимнее утро. Ничто в городе не говорило о жизни. Казалось, что он вымер. Исстрадавшееся и напуганное население ютилось в подвалах, боясь, что убийцы даже в час своей гибели могут жестоко расправиться с жителями. Но радостная весть о приходе красных войск моментально облетела все жилища, и освобожденные калининцы вышли на улицу. Жители обнимали каждого воина, целовали и плакали от радости, - так пишет "Пролетарская правда" о дне освобождения города со слов старшего лейтенанта-орденоносца Степаненко.

Через два дня после снятия оккупации в городе заработали первые две пекарни, за 8 дней были восстановлены 4 пекарни и хлебозавод № 1. Рабочие тестомесильного и разделочного отделений работали вручную, при керосиновом освещении! В первый день было выпущено 3 тонны хлеба. 

В конце декабря запущена первая турбина ГЭС-3, давшая городу электричество. 

В "Пролетарской правде" от 1 января 42-го года – сводки с фронта и леденящая душу статья о замученных в Калинине восьми красноармейцах. Ни о каком празднике и речи быть не может.

В первый день Нового года газета вышла со статьей председателя горисполкома Варвары Михайловны Горбуновой "Наш долг – вновь сделать город цветущим, благоустроенным". Она сообщала, что в Калинине введена платная трудовая повинность, по которой все трудоспособное население в возрасте от 16 до 60 лет привлекается к санитарной очистке города от снега, мусора, хлама, нечистот. В первую очередь калининцы должны были очистить магистральные улицы. Горожан просят восстанавливать разрушенные дома своими силами, потому что строительные и ремонтные бригады "заняты работой по горло".

В том же номере "Пролетарской правды" сообщается, что уже работает баня № 3, готовится к пуску баня № 2. "Открыт амбулаторный прием по всем болезням в помещении консультации № 1 по ул. Бебеля, а также в Новопромышленном (ныне – Московский) районе функционирует родильный дом на Пролетарке. В ближайшие дни начнется амбулаторный прием больных в Центральном районе". 

В городе готовятся к запуску в эксплуатацию водопровода, который обеспечит водой, в первую очередь, промышленные и коммунальные предприятия. Домовые вводы в Калинине временно отключены. 

А учащиеся сами принялись за восстановление ремесленных мастерских училища № 3 и школы фабрично-заводского обучения №4. В газете сообщалось, что те, у кого дома были сожжены, переехали жить в общежитие школы.

С 1 января 42-го в Калинине начали регистрацию скота. Утаивших скот подвергали  уголовному преследованию. 

Работники и служащие при временной нетрудоспособности должны были платить налог, культсбор, а также налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР. Такой порядок был введен с ноября 1941 года. 

Уже в январе кинотеатр "Звезда" возобновил кинопоказы. Ежедневно показывали "Боевой сборник №6. Победа за нами". С 26 января – фильм "Свинарка и пастух". Рядом с афишей – объявления о приеме на работу.

Номер газеты от 19 января начинается с пронзительного письма матери своему сыну. 58-летняя колхозница Александра Зверева пишет, как встретила красноармейца, который пришел в оккупированную деревню с первой разведкой. Заканчивается письмо призывом о помощи разорённым немцами колхозам.

Рабочие Калинина откликнулись на призыв помогать колхозникам. Первыми отдали свой однодневный заработок вагоностроители. К ним присоединились рабочие ткацкой фабрики, сотрудники Горкалининторга, швейной фабрики имени Володарского, завода им. 1 Мая, промысловой артели "Металлист". Кроме денег, предприятия делились с колхозами металлом и специалистами – слесарями и кузнецами для ремонта сельскохозяйственного инвентаря. О каждом предприятии в газете писали отдельные заметки:

- 3 ручника, 3 кувалдочки, 5 пар клещей, 3 гладилки, 3 пробойника и другие инструменты, – перечисляет секретарь парторганизации завода им. 1 Мая то, что завод отдаст колхозам. 

Полполосы газеты посвящено восстановлению ткацкой фабрики. Калининцы восстанавливали предприятие в 40-градусный мороз. Окна и двери на предприятии были выломаны, паропровод и водопровод заморожены, вентиляция разрушена и повреждена снарядами. 

Первая задача, которая стояла перед рабочими, – разобрать мусор, оставленный немцами, и утеплить цеха. Люди проявляли настоящий героизм и смекалку:

- Понадобилось залить котел водой. Водопровод разрушен. Решили выполнить эту работу вручную. 150 человек в выходной день вышли на воскресник. Встали цепочкой и, передавая друг другу ведра, залили котел. Первые килограммы пара были даны, - сообщает газета. 

Котельная на фабрике была запущена в срок – к 13 января. 

К 15 января отремонтировали подстанцию и запустили на фабрике электричество. 

Первые 12 000 метров ткани выпускали при температуре 1 градус тепла. 

- Стою у станка и не верю… Опять, как прежде, работаю на своей фабрике. Так сердце и прыгает от радости в такт машинам! Руки стынут, но это ничего, - пишет ткачиха Зайцева. 

Не хватало пряжи, олова, колец и пряжек для станков, но рабочие использовали смекалку и выходили из положения. Для восстановления фабричных станков не было скипидара и керосина. Было лишь немного мыльной воды и настойчивость . Тем не менее, котлы были подготовлены в срок к заправке. На фронте бойцы вели счет убитым фашистам, а помощник мастера товарищ Зверьков на ткацкой фабрике – запущенным станкам. По 2-3 в сутки, - пишет "Пролетарская правда".

Горожане постепенно возвращались к прежней жизни. 

В конце января в городе открылись детская музыкальная школа, дом народного творчества, восстановлена больница на 100 коек, открыта амбулатория с хирургическим, терапевтическим и кожным кабинетами, организована врачебная помощь на дому, велось восстановление школ. 


20 января принято решение горисполкома "Об очистке площадей в городе от захоронений фашистских трупов". Горкомхозу предлагалось приступить к очистке площадей с 23 января.

В конце января 1942-го в Калинине начали открываться детские сады и ясли. Вот, как об этом писала "Пролетарская правда":

На железной дороге заработали передвижные кухни-столовые для населения освобожденных районов. В состав поезда входили вагон-клуб, читальня и библиотека. Поезд был запущен на восстановленных участках Октябрьской железной дороги. Каждая кухня выпускала до 4 000 блюд в день. 

В номере газеты от 25 января опубликован доклад о собрании интеллигенции Калинина. На встрече обсудили планы по восстановлению города и пообещали до 1 февраля восстановить Большой Пролетарский театр:

- Фашисты хотели навсегда покончить с нашей культурой, но они не могли понять одного – здания уничтожить можно, но коммунистические идеи – никогда! – сказал артист драматического театра тов. Лобанов. 


Заметки о возвращении к прежней жизни перемежаются сводками с фронта и рассказами о зверски убитых во время оккупации жителей города и окружающих деревень: расстрелянные дети, повешенные крестьяне, изнасилованные девушки. 

Так, в "Пролетарской правде" от 27 января опубликован итоговый акт о зверствах, которые немецкие захватчики творили в больнице им. Литвинова в Бурашево. В больнице находились 530 пациентов. В первый же день солдаты Вермахта разграбили продовольственные запасы и приказали персоналу освободить несколько больничных корпусов. Не дожидаясь исполнения приказа, немцы сбрасывали с коек больных, которые сами не могли идти. Многих закалывали штыками прямо в палатах. 80 пациентов удалось спасти и спрятать в подсобных помещениях. Но их нашли и расстреляли. Остальных умертвили смертельными дозами наркотиков. 

В освободившемся корпусе солдаты устроили столовую, другие помещения превратили в конюшни. Уходя, вандалы подожгли и взорвали 5 лечебных корпусов. Обследование больницы проводили именитые психиатры из Москвы. 

В заметке рядом жительница разграбленной деревни под Тверью вспоминает, как вели себя немцы во время оккупации:

29 января в городе была вновь объявлена санитарная чистка. К 15 февраля дворы и улицы должны были быть очищены от нечистот, помойные и выгребные ямы восстановлены или построены заново. К работам привлекалось все население города. За неисполнение полагались штрафы в размере 100 рублей или принудительные работы. 

В январе партия начала исключать паникеров, бежавших из оккупированного города:

В ходе боев за Калинин серьезно пострадало локомотивное депо. К февралю 1942-го оно силами горожан полностью возобновило свою работу и сыграло впоследствии большую роль в войне с немецкими захватчиками. О том, как восстанавливали разрушенное здание, рассказано в "Пролетарской правде" от 31 января 1942-го года. 

Немцы не смогли найти людей для обеспечения работы депо и устроили там… конюшню. Депо перестали отапливать, а котельную заморозили. "Инструментальный цех, всегда сверкавший чистотой, превратили в "обер-уборную", которую впоследствии пришлось чистить дольше, чем помещение, где находились лошади". 

Чтобы восстановить стратегически важное депо, "в Калинин съехались деповцы со всех концов страны: машинисты, слесаря, монтеры, отопленцы". В начале принялись за уборку, затем – за растопку котла. 

В один январский день в депо вошел военный. Он попросил помощь в починке танка лейтенанта Горобца, на котором тот совершил дерзкий прорыв через оккупированный немцами город. Целыми днями у подбитого танка копошились слесари, сборщики, сварщики. Легендарный танк починили. А затем танкисты и деповцы заключили соглашение о ремонте танков. 

Депо ремонтировало танки и машины для нужд армии. В годы войны две калининские поездные бригады, возглавляемые машинистами Громовым и Алексеевым, на паровозе Эм 725-39 доставляли провизию, военную технику в блокадный Ленинград, вывозили раненых. За самоотверженный труд 24 ноября 1946 года коллективу паровозного депо станции Калинин было вручено на постоянное хранение Красное Знамя от наркома путей сообщения Л. М. Кагановича.

В начале февраля в городе возобновил работу трамвай, в течение месяца возобновили выработку электроэнергии ТЭЦ-1 и ГЭС-2.

Так, за 2(!) месяца горожане смогли оживить разрушенный и сожженный Калинин.