"Он снова запер дверь и начал методично бить меня головой о пол. Затем доволок до машины, вывез к железнодорожному мосту и требовал, чтобы я спрыгнула, если не хочу быть с ним. На все мои угрозы обратиться в полицию он клянется убить меня, когда отсидит". Татьяна (имя героини изменено - прим. ред.) спокойно рассказывает, какой ад происходит в ее жизни. Она жертва домашнего насилия и уже привыкла к нему. Правоохранительные органы, куда обращается Таня, когда становится совсем страшно за свою жизнь, обычно уговаривают женщину забрать заявление. Мол, зачем вашему ребенку отец-уголовник? Куда бы Таня ни ушла, бывший муж находит ее и силой возвращает домой. В качестве сильного аргумента грозит пистолетом.
Текст Юлия Островская
Иллюстрации Владимир Орехов
Последнее "возвращение домой" Тани было особенно страшным. Мужчина втянул ее за волосы наполовину в машину, и… нажал на педаль газа. Тане удалось сбежать с помощью друзей и полиции. Она прячется у разных подруг и камуфлирует на улице машину, чтобы бывший муж ее не нашел.
Симпатичная 33-летняя женщина никогда бы не подумала, что в ее жизни будет такое – постоянные измены любимого человека, страх, боль, переживания за дочь и готовность к тому, что однажды муж все-таки убьет ее.
Таня познакомилась со своим будущим мужем в 2016-м году в соцсети. Все началось с пресловутого "Привет. Как дела?". Потом были встречи в реальной жизни, конфетно-букетный период, Таня скоро узнала, что забеременела и переехала к возлюбленному жить.
- Он всегда был очень общительным в соцсетях. Постоянно с кем-то переписывался. Я не обращала на это особенного внимания, пока на третьем месяце беременности не узнала, что у него есть другая женщина. Мы поругались. Он клятвенно обещал, что такого не повториться, но на седьмом месяце беременности мне позвонила его любовница.
Муж все отрицал. На очной ставке с двумя женщинами он начал толкать беременную Таню и кричать на нее. Обманутая, она не стала терпеть и уехала жить к родственникам. Два месяца он добивался Таниного внимания – звонил, писал, встретил с цветами из роддома и снова клялся завязать с любовницами. Женщина поддалась на уговоры, решив, что это начало новой жизни их семьи в любви и согласии. А это было начало семейного ада.
Не прошло и нескольких месяцев, как Татьяна снова заподозрила мужа в неверности:
- Я открыла его страничку в соцсети, а там десятки одинаковых сообщений разным женщинам. Всем одно и то же пишет, под копирку. А дальше уже кто ответит, с той и продолжает переписку и доводит до "логического конца". То есть я уезжаю на выходные в Удомлю к папе, а он в нашу кровать таскает женщин. Моя коллега по работе потом рассказала, что частенько бывала у нас дома, но не знала обо мне ничего.
Год Таня просидела в декрете, попробовала заняться бизнесом, и у нее получилось. Для ребенка наняла няню, а сама ушла с головой в работу. С мужем ссоры были систематическими.
- Когда мы начинали ругаться, муж, в первую очередь, запирал дом изнутри и разбивал мой телефон, чтобы я никому не могла позвонить и попросить о помощи. Мы в очередной раз перелаялись на фоне измен. Он разбил телефон, запер дом и начал меня толкать. Сначала хватал за рукава, потом схватил за голову и начал бить о пол. Бил до сотрясения мозга.
Таня в тот вечер смогла выбежать из дома, но муж подловил ее, запихнул в машину и вывез в лес.
- Он выставил меня из машины, содрал куртку, вывалял в снегу и говорит: "Выбирай – либо ты остаешься со мной, либо остаешься в лесу". У меня не было выбора, и я села в машину. Он не поверил в мою искренность, разозлился еще сильнее. Вывез на мост и вынуждал спрыгнуть, если я не хочу быть с ним. Представьте мое состояние – я была в истерике. Как я не спрыгнула тогда? Наверное, мысли о дочке остановили.
На следующий день Татьяна в первый раз сняла побои и написала заявление в полицию.
Муж начал давить: "Зачем твоему ребенку отец-уголовник?". Когда это не помогло, использовал аргумент "Я выйду из тюрьмы озлобленный и убью тебя". Это подействовало, Таня подумала и забрала заявление.
Интересно, что соседи неоднократно вызывали полицию, услышав, как ругается пара. Но Таня с мужем живут в таун-хаусе. Полицейские не имеют права войти без спроса на частную территорию. Ситуация гротескная.
Таня вспоминает еще один ужасный случай, который произошел с ней прошлой осенью. После очередной вскрывшейся измены она решила вновь уйти. Собрала вещи, пока мужа не было дома, вызвала "Газель" для переезда и стала ждать. "Газель" сильно опаздывала, а приехавший муж застал переезд.
- Он просто рассвирепел. Схватил меня и волоком потащил домой прямо при грузчиках. Те вызвали полицию. Каким-то чудом муж забыл запереть ворота и дом. И полицейские смогли войти. Муж мигом спрятался в туалете и закрылся там. После долгих уговоров он согласился выйти и поехать в участок. Но только когда полиция покинет дом. Мы с полицейскими вышли, муж подбежал к двери и заперся.
Таня собрала дочь и поехала в Удомлю к отцу. Муж догнал ее на трассе и подрезал машину. Женщина заблокировала двери автомобиля, тогда муж выбил стекло баллоном монтажной пены. Баллон вскрылся, и пена заполнила салон машины. Тут начали останавливаться водители фур. При свидетелях муж достал пневматический пистолет и приставил к виску Тани. Напомним, что в машине находилась их дочь.
- Я успела вызвать полицию, прежде чем он разбил мне телефон. Полицейские приехали, поговорили с ним и начали успокаивать меня – мол, зачем моему ребенку отец-уголовник? Взяли с меня обещание, что я не буду писать заявление, и уехали.
Таня подала на развод, и зимой 2020-го официально развелась с мужем. Но это не значит, что насилие в этой паре прекратилось.
После каждого избиения муж возвращал Таню домой – уговорами, угрозами, мольбами, перерезанными венами. И Таня верила, жалела и возвращалась.
В отделе полиции попались добрые девушки-следователи. Они сделали все, чтобы довести дело до следователя СУ СК РФ, который начал проверку. Таня с ребенком спряталась у подруг.
- Вы его любите? – спрашиваю я Таню.
- Да, наверное, люблю. Я привязана к нему, если это можно назвать любовью. И мне его жалко, я не хочу, чтобы он сидел, - говорит женщина, которая стала жертвой домашнего тирана.
Что говорят психологи
Из плена домашнего насильника очень трудно выбраться, говорят психологи. Виной тому гормоны, заниженная самооценка, экономическая привязанность. Ад начинается с малого – упрека в адрес партнера, ругани, которая перетекает в первую пощёчину, а потом и в первое избиение. Чем дальше – тем хуже. В обратную сторону это никогда не работает. Тиран не перестанет издеваться над своей жертвой никогда.
Практикующий психолог Ирина Морозова объясняет, что жертва домашнего насилия – это сложный многокомпонентный сплав физиологических и психических свойств человека, типа семейного воспитания ребёнка, уклада жизни его семьи, жизненного опыта.
Чаще всего жертвами становятся женщины. И это не только в России, это мировая тенденция:
На первых этапах угнетения женщина искренне стремится сгладить проблемы, стремится сохранить налаженный быт и отношения. Ведь это очень энергетически затратно - искать нового партнёра и строить новые отношения.
Да и гормон привязанности – окситоцин – биологически не позволяет оторваться от мужчины, с которым были интимные отношения. Женский генетический механизм настроен на производство и выращивание потомства, поэтому он привязывает женщину к "добытчику".
Зачастую жертва, даже экономически независимая, сама не успевает понять, как оказалась в полной власти домашнего самодура. И даже разумные советы друзей, психологов, психиатров жертва игнорирует. Причина столь нерационального поведения – гормональная зависимость от партнёра, обесценивание самой себя, падение самооценки до нуля, ЛЕНЬ сделать усилия и вырваться из рабства. Стать самостоятельным, уйти от тирана – это значит начать брать ответственность за себя, за построение новых отношений.
Психологическое насилие для жертв слишком быстро становится приемлемым, повышение дозы насилия над их личностью они скоро перестают воспринимать как угрозу. Происходит нормализация насилия. Мне известны масса примеров, когда жертвы домашнего насилия с каким-то даже восторгом рассказывают об истязаниях над ними. Нормальный человек ужасается от иллюстраций их жизни с тираном, а сама жертва видит себя, как ни странно, участником ярких и необычных событий.
Как вырваться из ада домашнего насилия? К сожалению, большинство женщин делают это только после того, как их изуродовали физически или чуть было не убили. Инстинкт выживания берёт верх. Но не всегда".
Пока материал готовился к публикации, наша героиня вернулась к своему бывшему мужу.
Ситуация сильно осложняется тем, что в России проблема домашнего насилия замалчивается, мусор из избы выносить нам запрещает мудрость предков, закон о его профилактике бурно обсуждается, но никак не может быть принят вот уже пятый год, домашние побои были декриминализованы еще в 2017 году. То есть за побои в отношении близких лиц, нанесенные впервые, грозит только административная ответственность. Уголовная наступит, если они совершены повторно.
Согласно исследованию "Левада-центра" за 2019 год, 24% опрошенных россиян сталкивались с домашним насилием в ближайшем окружении, в том числе в собственной семье. Около 60–70% женщин, столкнувшихся с такой ситуацией, не идут в органы правопорядка. Одни не доверяют полицейским, другие не готовы разрушать семью, третьи просто не уверены, что справятся с бюрократическими процедурами и юридическими тонкостями.
Что говорят юристы
Практикующий адвокат Павел Бурцев рассказывает, что с момента подачи заявления до рассмотрения дела часто проходит много времени, жертва уже не так тверда в своих намерениях и дело заканчивается ничем. Кроме того, предусмотренное законом наказание никак не позволяет защитить и оградить жертву от насильника.
То есть жертва не только должна набраться сил и храбрости, чтоб довести дело до конца. Она должна где-то взять силы, чтобы бороться с системой. Обратиться к адвокату жертвам домашнего насилия часто не позволяет финансовое положение.
Даже если насильника удалось привлечь к ответственности, в первый раз его могут либо оштрафовать на сумму от 5 до 30 тысяч рублей, либо посадить под арест на срок от 10 до 15 суток. Впрочем, наказание за повторные побои немногим серьезнее, говорит Павел Бурцев.
Деньги на штраф будут взяты из семейного бюджета и отданы государству. А после ареста он придет обозленный домой, к своей же жене, которая его же и посадила.
- Почему в нашем законодательстве до сих пор не существует ограничительных мер, которые запретили бы насильнику подходить к своей жертве? Например, совершивший серьезное ДТП не может какое-то время садиться за руль. А насильники возвращаются домой, к своим жертвам. Учитывая, что многие пары вынуждены и после развода жить под одной крышей, потому что жилье не разменять на что-то приличное, ситуация – врагу не пожелаешь.
Советы психолога
Если вы жертва домашнего насилия, но хотите бороться за свою жизнь и своё психическое здоровье, то имеет смысл выполнить следующий алгоритм действий, объясняет психолог Ирина Морозова:
1. Полностью сепарироваться (отделиться) от тирана: жить в другом месте, не общаться даже по телефону. Цель этого этапа – блокировать выработку гормона привязанности к нему.
2. Запретить себе вспоминать тёплые моменты жизни с тираном. Тут же замещать их воспоминаниями сцен вашего страдания. Это поможет вам создать непривлекательный образ бывшего "любимого".
3. Уехать в яркое путешествие, если это возможно.
4. Если невозможно путешествие, то уйти в работу, перегрузить себя максимально.
5. Заняться спортом, изнемогать под физическими нагрузками.
6. Посещать психолога или психотерапевта, если друзья уже отказываются вас слушать.
И самое главное - подумайте о своём ребенке. Он, созерцая такую модель поведения родителей, продолжит цепочку порождения жертв и тиранов.
Психолог уверена, в России нужен отдельный закон о домашнем насилии, который бы помог жертвам найти в себе внутренние и внешние ресурсы для того, чтобы остановить домашнего тирана.