"Истории из стекла": мастер из Твери создает эксклюзивные коллекции

07 Сентября 2020, 10:36

"Ожоги, порезы - это постоянно. Когда я оформлял "шенген", французы не могли у меня снять отпечатки. Небольшие волдыри, порезы, потёртости подушечек пальцев просто нереально изменили картину моих отпечатков. Из-за этого у меня были проблемы. Пришлось не работать со стеклом какое-то время и пальцы зажили. В другом консульстве я смог все-таки подать на "шенген". А так я ездил со справкой от французов, что у меня не снимаются отпечатки пальцев", - рассказывает мастер-стеклодув Антон Маршумов. 

Корреспондент ТИА Алена Разумихина побывала на персональной выставке и в мастерской художника и узнала, что стекло – не просто материал, это капризный партнёр. И если с ним подружиться, то из обычной "пульки" получаются невероятные, сказочные истории из стекла. 

Антон Маршумов – продолжатель дела своих родителей Ирины и Михаила Маршумовых, известных не только в Твери, но и далеко за пределами России. Они основали школу уникального стеклодувного мастерства, в которой обучали собственной, авторской технике. 

"Плюнул, дунул" - это не про стеклодува

Это совсем небольшая, но уютная мастерская недалеко от Твери. Горелка, вытяжка и огромное количество разноцветных заготовок в виде больших и маленьких трубок. Это то, из чего потом получается художественное изделие. Оно может родиться за несколько часов, а может создаваться неделями. Все зависит от настроя автора и ... темперамента. Холерикам тут не место. 

- Основной принцип работы - спокойствие. Импульсивным людям сложно работать со стеклом. Иногда огрехи приходится убирать часами. Неспокойный человек, который ждет быстрый результат, не сможет выдержать. Меня стекло приучило к спокойствию.

Горелка даёт пламя температурой полторы тысячи градусов. Огонь разжижает стекло, делая из него пластичный, но не очень-то послушный материал. 

- Стекло нравится тем, что в расплавленном состоянии оно очень подвижно. Оно как живое, его надо ловить постоянно: все время норовит убежать, упасть, нужно успевать с ним управляться. Нужно понимать стекло, чувствовать его. Слышу часто, что стекло – это как поэзия и музыка… Я мог бы придумать и сказать что-то красивое, но не буду. Стекло – это партнёр, с которым ты работаешь и которого надо уважать. 

Творения тверского мастера пополняют авторские коллекции. Хотя частные заказчики у Маршумова есть, но их немного. Изделия из стекла не пользуются большим спросом: работа трудоемкая и сложная, ручной труд ценится дорого, и люди не готовы за него платить.

- Стеклодувное производство до недавнего времени было моим хобби. Деньги я зарабатывал другим делом. Работал за границей, и в России. Ведь на профессии стеклодува в нашей стране не заработаешь. Продать изделие сложно, спрос из стекла ручной работы низкий. В народе принято считать, что стеклодув может любую вещь сделать за бутылку, и дороже это не стоит. То есть встал, дунул, плюнул – и вот оно изделие за копейки. Это не так! 

Свой творческий путь художник начинал со стекольного завода. На производство пришел работать после армии. Параллельно получил образование в Тверском художественном училище им. А.Г. Венецианова по специальности "дизайнер". На заводе дорос до художника. По его эскизам создавались стеклянные коллекции прикладного назначения. Например, целая серия разнообразных подсвечников и масляных светильников. За годы работы художник отточил мастерство. Но когда стекольный завод развалился, встал выбор - либо творчество, либо заработок. Будучи уже тогда семьянином, Маршумов выбрал последнее. Так любимое дело и стало хобби.  

- Я не переставал быть художником, я им был в свободное от работы время. И в выставках успевал участвовать. Но все эти годы я шел к своей мечте, и она потихоньку начала реализовываться.

Персональная выставка – это часть мечты Антона Маршумова. Она осуществилась в этом году. В конце августа в лекционно-выставочном зале на ул. Советской открылась экспозиция "Диалоги со стеклом". Здесь только работы Маршумова – старые, новые, любимые и не очень, но все очень важные для него. По ним можно отследить становление автора как художника и мастера: с чего начинал, творческий поиск, микс техник, разнообразие причудливых форм.

"Море, небо и я"

Так называется одна из последних работ мастера. Здесь превалирует синий цвет – самый любимый для автора, здесь есть фантазия, романтизм, навеянный воспоминаниями из детства. Это произведение Маршумов создавал специально для персональной выставки. Работал над фигурами всю весну. Говорит, искал цветное решение, форму, высоту. Только один кораблик переделывал семь раз. Изначально, он был прозрачный, крупнее. Но центровая фигура в этом исполнении терялась, и художник сделал кораблик цветным, матовым. Птичка тоже нелегко далась. Но сейчас, говорит автор, все так, как и должно быть – идеально.

- Люблю чистый синий цвет! В детстве я ходил на Тверцу в яхт-клуб заниматься, ходил под парусом, поэтому это личная для меня работа. Обратите внимание на подачу – эти тумбы мы изготовили специально для выставки, заказали подсветку, чтобы стекло выгодно представить. Если свет обычный, он забьет материал бликами, стекло померкнет и форму потеряет.

К "Диалогам со стеклом", по словам художника, он шел 30 лет. Работы оценил один из самых взыскательных критиков и непревзойдённых мастеров – отец. Антон получил его одобрение, а это, считай, как благословение. 

- Мамы уже нет с нами. А отец был у меня на открытии выставки. Я думаю, он гордится мной.  Раньше он все время меня не то чтобы ругал, очень критично относился к моим изделиям. Добиться от него похвалы было невозможно. Но когда говорил "ну ладно, нормально", это значит, что лучше уже никто не сделает. 

После посещения выставки он сказал, что у меня появился свой стиль, и это дорогого стоит. Тяжело, когда идешь по стопам известны родителей, у них своя школа, большая известность. Очень сложно выйти из их тени. Вроде получилось.

На выставке есть изделия с тех времен, когда Антон трудился на стеклозаводе - серия "Масляные светильники". Они выполнены в особой технике - декорированы надглазурной эмалью. Автор отмечает, этот способ мало где применялся. Есть светильники, выполненные в любимом авторском цвете. Они выпускались на тверском заводе с 2000 года, имели большой спрос.

- Это моя разработка – серия декоративных масляных светильников. У них в комплекте есть вазочки для небольшого букетика из искусственных цветов. Флорист делала для этой коллекции маленькие букетики – икебаны. Это такой подарочный вариант. Тогда, в начале 2000-х, это было модно. Я знаю, что эти светильники не залеживались на складе, уходили всегда. Правда, этот дизайн потом скопировали и подобное стали производить в Польше. 

Эксклюзивность, неукротимость и символизм

Есть в коллекции вещи, которыми автор очень гордится. Они уникальны, эксклюзивны. 

- Год я преподавал в Академии имени Строганова как мастер производственного обучения. Первые курсы обучал стеклодувному делу. И тогда я увидел, что многие студенты увлечены витражами, поэтому я освоил технику спекания стекла. В Твери вместе со своим другом-художником основал первую витражную мастерскую, и мы сделали парочку витражей нашим олигархам, имен не буду называть . Получились красивые и большие – площадь шесть квадратных метров. 

Витражи, фото автора:

На выставке художник тоже представил несколько работ, которые выполнены в витражной технике спекания стекла. Это "Времена года" - по мотивам скрипичных концертов венецианского композитора Антонио Вивальди. Это яркая и эмоциональная работа "Ябочный спас" и "Рождественское дерево". 

- Спекание - это не живопись красками на стекле. Это кусочки разноцветного стекла кладутся друг на друга, как мозаика, а потом это всё плавится на огне. Получаются как бы стекольные мазки. 

Особенная гордость у Маршумова – канделябры "Дом эльфов" и "Синий букет". Они выполнены с использованием эксклюзивных приемов, которыми не владеют мастера во всем мире.

- Например, продувные элементы на этих канделябрах в разных цветах никто практически и никогда не делал из стеклодувов во всем мире. Эти синие капельки в "Синем букете" - каждая отдельно продута, а затем прикреплена к большой основе. Я общался с коллегами, немецкими, американскими, никто из них так не делает. Эта техника характерна только для тверской школы. И в этом эксклюзивность. 

А эта авторская работа называется "Слепые". Оригинал был выполнен еще в 1993 году, который выкупила Тверская картинная галерея. Сегодня на выставке представлена копия. Композиция "Слепые" выполнена по мотивам известной картины средневекового художника Питера Брейгеля старшего "Притча о слепых". Символизм идеи Маршумов попытался воплотить и в своей работе. 

- На картине изображены слепые, которые идут и падают в поисках пути. Это очень концептуальная работа, я не мог обойти ее стороной. Своими фигурами я тоже попытался выразить мысль поиска пути. Эту копию я сделал за три дня до этой выставки. И внес коррективы. В оригинале у меня семь фигур, а тут шесть. Все очень просто - семь не влезали в витрину, да и у Брейгеля тоже шесть фигур. В 93 году я добавил одну фигуру, просто я так видел. Для меня цифра 7 – символична. Иногда бывают такие вещи, которые сложно объяснить словами, тогда душа так просила.

Вообще в работах Антона Маршумова много символизма. Например, "Радость". Вот так через стекло автор показал, как он видит внутреннее чувство, яркое состояние человека, который испытывает положительную эмоцию.


"Неукротимость" - работа прошлого года. Она, по словам автора, символизирует силу духа, стремление к свободе. Это то, что сам художник испытывает сейчас. 

- Я для себя тоже применяют этот символ. Для меня в этом году произошел определенный прорыв, так как решил заняться творчеством. Речь идет еще и о большом собственном проекте. Идея об этом пришла неожиданно и, когда я начал работать над её воплощением, то почувствовал поддержку высших сил. Для меня это тоже прорыв!

Неукротимость скоро воплотится в реализацию довольно интересного личного проекта Маршумова. Он на пороге создания собственного дома-музея художественного стекла и большой мастерской. Уже сделаны первые шаги. На личные средства художник выкупил деревенский дом с участком в поселке Медное. 

- Снесли старый дом, и на его месте строю музей. В Медном удобное месторасположение – рядом трасса и развязка, 2 минуты на машине. В музее будет экспозиция из моих работ и родителей. Планируется большая мастерская, где будут со стеклом работать несколько человек. Я рассматриваю программу с возможностью участия в мастер-классах, можно будет погреть стекло, посмотреть, как выдуваются фигурки. И на память с собой забрать, например, сделанные собственными руками сердечки. 

Свой проект Антон Маршумов планирует реализовать в ближайшие месяцы. До конца года он задумал открыть мастерскую, но пока без приглашения посетителей. А уже к лету будущего года построить дом-музей и открыть его для всех желающих.