В России запретили пополнять электронные кошельки наличкой

20 Августа 2020, 11:40

В августе текущего года вступили в силу изменения в закон 161-ФЗ "О национальной платёжной системе". Теперь нельзя пополнять анонимные (неперсонифицированные) электронные кошельки в банкоматах и салонах сотовой связи. Зачем нужен подобный закон? Чем отличаются виды электронных кошельков и какие у них есть возможности/ограничения? Редакция ТИА обратилась за разъяснениями к Вадиму Тетину, заместителю управляющего в Отделении Тверь ГУ Банка России по ЦФО.

Что такое электронный кошелёк? 

Электронные кошельки, как и платежные карты, — это электронные средства платежа, можно сказать, альтернатива наличным деньгам - монетам и банкнотам.

Существует три вида электронных кошельков — анонимный, именной и идентифицированный. Причем, в разных системах кошельки могут называться по-разному, например, вместо анонимный — минимальный, но смысл от этого не меняется: такой кошелек считается неперсонифицированным и для него действуют ряд ограничений (например, размер максимальной суммы, список возможных операций, лимит переводов). 

Зачем нужен электронный кошелек. Что с его помощью можно сделать? 

С помощью электронного кошелька можно отправлять и получать денежные переводы, расплачиваться за товары и услуги. Многие крупные онлайн-магазины и сервисы принимают платежи с электронных кошельков. Вы можете завести кошелек специально для расчетов в интернете и класть на него нужную сумму перед переводом продавцу. Это гораздо безопаснее, чем платить зарплатной картой или кредиткой с большим лимитом. Вам не придется указывать номер вашей карты, ее срок действия, секретный код. С целью оплаты выбранных товаров и услуг клиенту вполне достаточно указать электронный адрес и пароль. 

Какие сервисы доступны пользователям России - "Яндекс.Деньги", "QIWI.Кошелёк", WebMoney, PayPal, VK Pay и что ещё? 

В России открывать и обслуживать электронные кошельки могут только операторы электронных денежных средств (ЭДС), которые включены в реестр Банка России. В их числе лицензированные банки и небанковские кредитные организации (НКО). Среди них есть представители международных систем электронных переводов. Когда заводите кошелек дистанционно, обязательно убедитесь, что оператор ЭДС внесен в реестр Банка России. Проверить его можно здесь  

В чем разница между анонимным и не анонимным электронным кошельком?

В зависимости от идентификации клиенту может быть доступен полный или ограниченный режим использования электронного кошелька. Так, без идентификации клиент может хранить в своем кошельке до 15 тыс. руб. При этом система  знает  о  своем анонимном клиенте следующие сведения: его логин, номер телефона и подтвержденный банковский счёт. Общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием анонимного электронного средства платежа не может превышать 40 тыс. руб. в течение месяца. 

Для совершения более крупных транзакций и расширения функционала электронного кошелька клиент обязан пройти идентификацию. При упрощенной идентификации (клиенту создается именной электронный кошелек) в нем можно держать  до 60 тыс. руб. с месячным лимитом переводов не более 200 тыс. руб. Идентифицированный электронный кошелек дает клиенту право держать до 600 тыс. руб. или аналогичную сумму в иностранной валюте. При этом право выбора способа идентификации остается за клиентом.

Почему на анонимные кошельки запретили переводить деньги, то есть на что направлен новый закон? Почему запретили пополнять их наличными деньгами?

Эти изменения направлены на исключение рисков, связанных с анонимными расчетами между гражданами. Главная цель запрета - противодействие отмыванию нелегальных доходов и финансированию терроризма. После внесения изменений в законодательство, пополнять кошелек можно только через банковский счет. Это означает, что известен источник происхождения денег на таком кошельке. Если пользователь будет заподозрен в выполнении незаконной операции, его счет будет заблокирован. 

Как теперь работают анонимные электронные кошельки? Как пополнить счёт? Какие финансовые операции может делать владелец кошелька, а какие нет?

Пополнить кошелек наличными, например, через платежный терминал, как это было раньше, теперь не получится. А все операции доступны, как и прежде.  Так,  с  помощью неперсонифицированного электронного кошелька можно оплачивать мобильную связь, коммунальные услуги, штрафы ГИБДД, но нельзя, например, переводить деньги на банковские счета, другие кошельки, оплачивать товары на сайтах зарубежных компаний и снимать наличные. Это доступно для пользователей именных и идентифицированных электронных кошельков.

Как сделать кошелёк идентифицированным, то есть не анонимным? Какие данные нужно указать?

Уже открытый анонимный кошелек можно затем превратить в именной, если сообщить оператору электронных денежных средств (ЭДС) свои данные: имя, фамилию, данные российского паспорта. Действующий именной электронный кошелек переводится в разряд идентифицированного либо онлайн (эта возможность  есть не всегда, нужно уточнять у оператора или партнёра), либо после  посещения офиса оператора ЭДС или его партнеров (не забудьте взять с собой паспорт). Наоборот сделать не получится: идентифицированный кошелек не может стать именным, а именной — анонимным. Но вы всегда можете открыть еще один электронный кошелек с другой степенью идентификации.

Транспортные и школьные карты разработаны по принципу электронных кошельков. Их теперь тоже нельзя пополнять через физические терминалы? И как будут работать транспортные карты в Тверской области?

О работе транспортных карт в Тверской области беспокоиться не стоит. Вступившие в силу с 3 августа изменения в закон, которые ограничивают пополнение наличными неперсонифицированных (анонимных) электронных кошельков, не распространяются на транспортные карты, эмитируемые транспортными организациями или пополняемые через них. Также ограничения не распространяются на школьные карты, поскольку такие карты не являются анонимными.

Банк России взаимодействует со всеми основными операторами транспортных карт для сохранения доступности услуги пополнения наличными. В том случае, если внутренняя система оператора настроена таким образом, что пополнение карт происходит не через транспортную организацию и попадает под действие поправок к закону, у операторов есть время до 1 октября 2020 года, чтобы скорректировать свою бизнес-модель.