В минувшую пятницу на базе лектория "Живое слово" известная политолог Екатерина Шульман говорила о том, как изменится мир после пандемии. Среди всего прочего, она рассказала, что один из самый больших трендов последнего времени – возросшая ценность человека. Исходя из этого постулата, повсеместно введены ограничительные меры против распространения коронавируса, которые стали ощутимым ударом по малому и среднему бизнесу. Мы попробовали разобраться, как выживают предприниматели в Тверской области в условиях режима повышенной готовности.
Политолог назвала пандемию "Второй мировой войной для миллениалов", в которой погибших мало, а впечатлений масса.
- Мы будем говорить своим детям и внукам: "Я на карантине сидел! Гречкой запасался, туалетной бумагой обматывался, а что ты знаешь о жизни, сопляк?", - лектор убеждена, что ощущение разделённого опыта способно объединять людей.
Ещё несколько цитат Екатерины Шульман.
- Современная экономика, это экономика услуг, а не ресурсов. Экономика, которая действует на человеческом труде. Причем, все больше и больше не на труде в промышленности и не на труде в сельском хозяйстве – эти две основные сферы занятости прошлых веков требуют все меньше человеческих рук. А в сфере обслуживания, разнообразной сфере энтертейнмента (развлечения) и сфере управления. Сейчас это те сферы, которые страдают от закрытия всего, но это те сферы, которые являются для современной экономики основными и для которых нужны люди. Поэтому сбережение людей является рациональной экономической стратегией, каким бы убыточным это ни казалось на короткой дистанции.
- Потребители уселись по домам, от этого больше всех страдает индустрия сервиса. Ещё хуже то, что потребители выйдут из домов сильно победневшими.
- Такого рода обстоятельства, называемые кризисом, не приносят ничего нового. Они ускоряют процессы, которые шли уже до этого. "Пока толстый сохнет, худой сдохнет". Растущее будет расти, загибающееся, соответственно, загнётся. Те экономики, которые стагнировали несколько лет, не будем показывать пальцем, могут не выдержать этого потрясения. Тогда как экономикам базово здоровым кризис только на пользу - "умылася в снегу и лишь румяней стала наперекор врагу", - Екатерина Шульман пояснила, что российская экономика очень инерционная. Поэтому если кризис продлится недолго и пандемия не унесёт много жизней, этой инерции хватит, чтобы удержаться от обрушения.
Тверские бизнесмены справляются с кризисом и выживают по-разному. Кто-то "топит жирок", кто-то работает, несмотря на запреты, кто-то использует время простоя для ремонта. Мы поговорили с представителями разных сфер бизнеса. Понятно, что характер кризиса таков, что по всем он ударил с разной силой, и те лазейки, которые остаются благодаря интернету и сервисам доставки, – подходят не всем.
Маникюрный салон "Garden Холл" и магазин все для маникюра "Лакшерри" не работают с 28 марта. Если по магазину ещё и удаётся сделать кое-какие заказы на вынос, то вот с салоном всё сложнее.
- Хотя товар на складах заканчивается, новых поставок нет, поэтому с магазином тоже сейчас начались трудности, - поясняет директор "Garden Холл" Мария Мясина. В салоне работали 8 мастеров, так как все материалы и оборудование предоставлял салон, то работницы получали зарплату в виде процентов от оплаты услуг клиентам. Сейчас мастера сидят дома, простаивают. - Коллектив у нас творческий, мастера с ума сходят дома, хотя, конечно, разрабатывают сейчас и придумывают весенние дизайны. Клиенты звонят и спрашивают, когда мы откроемся. Арендодатель пошёл навстречу: на период действия ограничений аренду маникюрный салон пока платить не будет, а вот коммунальные платежи – придётся. Мастера очень надеются, что салонам красоты всё-таки разрешат открыться и работать хотя бы с середины апреля.
В одной из маленьких парикмахерских, расположенной в жилом доме в спальном районе Твери, ответили, что аренду никто не отменял, мастерам надо платить зарплату, поэтому они продолжают работать. Хотя и нелегально. Иначе владелец - индивидуальный предприниматель - просто обанкротится и вынужден будет закрыться.
Хозяин небольшого кафе арабской кухни в центре Твери Ахмед пояснил корреспонденту ТИА, что сейчас, конечно, они закрыты, но времени даром не теряют - начали делать ремонт в помещении. С арендодателем договорились о половине суммы: "Он ведь понимает, что денег нам сейчас взять негде, ему тоже надо как-то выживать". А в планах, если режим ограничений продлится в мае, - перестроить работу на доставку блюд и самое главное - настоящего арабского кофе, который хозяин готовит на песках.
- Конечно, кое-какие сбережения у нас есть, но они быстро закончатся. И что делать дальше? Мне семью кормить надо. Поэтому будем искать другие пути – работать на доставку наших блюд.
- Спортивные залы нашей сети сейчас закрыты везде: в Твери, Клину, Тюмени. Всех сотрудников мы отправили на выходные, но с полным сохранением заработной платы. И выживать нам тяжело, - рассказывает генеральный директор сети спортивных залов Атлетик Джим Марина Батанова. – Отток клиентов у нас начался уже в начале марта. Пока мы не знаем, чего ждать, когда нас откроют. Никакого дохода мы сейчас не имеем, однако, обязательств по арендной плате с нас никто не снимал. Всем нашим арендодателям мы написали письма с просьбой о каникулах по арендной плате. Один из наших контрагентов нам сразу отказал, один сообщил, что готов снизить плату на 50%, остальные молчат. То, что обещали председатель правительства Михаил Мишустин и президент, пока на практике не реализовано. А без поддержки государства нам не выжить. Мы как любая коммерческая организация, чтобы иметь возможность выплачивать заработную плату нашим сотрудникам, должны иметь какой-то доход. Так что сейчас мы вынуждены "топить жирок". Конечно, никого из наших сотрудников мы не обидим. Пока мы тратим деньги, которые предназначались на развитие, на покупку чего-то нового. Сейчас об этом и думать нечего, мысль одна – только бы выжить. Клиентам с клубными картами мы их продлим на весь период простоя, никто ничего не потеряет. Наши тренеры ежедневно проводят онлайн-тренировки для поддержания физической формы и настроения наших дорогих клиентов!
Андрей Увиков - председатель общества инвалидов-колясочников "Кристалл" и предприниматель. У него IT-бизнес и школа программирования для детей. Он рассказал, как выживает в сложившихся обстоятельствах.
- Для себя я уже давно сделал вывод, что рассчитывать на государство нельзя. И по поведению государства сейчас, которое в качестве мер поддержки предлагает кредиты, отмену комиссии на банкротство, но ничего реального, я понимаю, что мой путь правильный. И, в принципе, это меня успокаивает. У меня сейчас сложная ситуация, но я уверен, что я её пройду. Екатерина Шульман в своей лекции сказала: "Во всём мире понимают ценность людей". В нашей стране ценность людей минимальная, увы. Сейчас одно из моих направлений, IT, пострадало, но не серьёзно. Все-таки у меня очень разноплановые клиенты, поэтому работа движется. А вот второе направление, школа программирования для детей, страдает сильно. Потому что заниматься нельзя, а аренду платить нужно. При всём при этом приобретена школа по франшизе, и роялти платить тоже нужно, и по кредиту в том числе. Здесь мы пробуем перейти на онлайн рельсы, но это не одно и то же. Родители тоже пострадали от кризиса и сейчас тормозят посещение детьми секций даже онлайн, не в силу того, что это менее эффективно, а в силу финансовых проблем. В общем, всё происходит по принципу домино: мы все друг с другом связаны неразрывно. И падение каждого из нас будет сказываться на всех. Если ничего не изменится, через два месяца я закрою школу. Но смогу её снова открыть, когда всё нормализуется. Это просто рационально.