Тверичанин Павел Аргентов работает программистом. Он отправился в Марокко на ежегодную конференцию, которая началась 13 марта. Закончиться она должна была 19 числа того же месяца, и Павел должен был вылететь домой. Сегодня 22-е марта, он по-прежнему остаётся в марокканском Марракеше. И когда попадёт домой – не известно.
20 марта вечером в стране ввели режим ЧС из-за пандемии коронавируса. На тот момент там зафиксировали 63 случая заражения и 2 смерти, пишут РИА Новости. Павел рассказал ТИА, что происходит в Марокко сейчас.
- Я не сильно опытный путешественник, и в Марракеше и до карантина особенно гулять не ходил. Из того, что видел — в медине (старом городе) закрыто 99% всех лавок и магазинов (продаётся только еда и лекарства в аптеках), густонаселённый средневековый город выглядит пусто. Мы с оставшимися коллегами сидим в рияде (марокканском доме-колодце) в самой глубине медины и не высовываемся наружу, коротая время за ноутбуками со своим драгоценным кодом. Хозяева рияда (европейские экспаты-художники) позаботились о том, чтобы у нас была еда, интернет и крыша над головой. В этом плане нам больше повезло, чем некоторым другим русским туристам в Марокко. Жители "соблюдают социальную дистанцию" — иногда на улице можно услышать вслед "но корона!" — но это скорее подколки, а не открытая вражда. Продавцы в лавочках товар продают, хоть на лице и нет улыбки "в 32 зуба". Впрочем, мы просим делать за нас покупки специально нанятых помощников, чтобы не рисковать выходом на улицу — сейчас там самое неприятное — попасться полиции. Потому что в стране объявлен карантинный "комендантский час" на неопределённое время.
Массовая эвакуация иностранных граждан из страны началась 19 марта.
- Граждан других стран эвакуировали быстро и организованно, разными способами. За немцами пришли чартеры в аэропорт Марракеша, и в течение 72-х часов всех аккуратно вывезли (более 5000 человек, как мне известно). Несколько коллег вылетело, покупая билеты на специальные чартеры в страны ЕС самостоятельно. Им пришлось понервничать: в онлайн-службах мониторинга и бронирования перелётов до сих пор царит неразбериха. Так или иначе, все коллеги, за исключением двух датчан, разлетелись еще 19-20 марта. Датчане не полетели отчасти из-за неразберихи с чартерами, отчасти из-за того, что привыкли к путешествиям, и чувствуют себя в рияде безопаснее, чем на родном аэровокзале.
В Марокко сейчас остаются более 450 российских граждан, в том числе и Павел Аргентов. Они объединились в общий чат в Телеграме, там же с ними общаются сотрудники Посольства РФ в Марокко.
- Обещают примерно ничего. Объясню по порядку: как только "запахло жареным", я немедленно позвонил в Посольство и отправил на указанный e-mail свои персональные и географические данные. С тех пор каждый день — мой дежурный запрос в Посольство — нет ли новостей? — и дежурный ответ "новостей нет, как только будут, мы Вам позвоним". Не звонят. Мне удалось, однако, получить по e-mail подтверждение, что мои данные внесены в список желающих репатриироваться. Отдельная дипломатическа удача — звонки Почётному Консулу РФ в Марракеше. Он очень любезен и каждый раз вежливо говорит, что ничего сказать не может, так как идут согласования. В сухом остатке, у русских в Марракеше есть чат в Телеграме и отписки от посольства в стиле "разбираются, подождите" — уже 7 дней.
Многие российские туристы сейчас оказались в очень сложной ситуации в Марокко. Оплаченный срок проживания в отелях закончился, деньги тоже. В этом смысле Павлу повезло.
- Меня не гонят, хозяева вменяемые творческие люди. Даже иногда одалживают деньги — тут не работают ни обменники, ни банкоматы. Долги возвращаем через "мировые платёжные системы" по мере возможности. Наняли нам повариху, так что мы ещё и накормлены курицей и пряностями. Но домой к родному "дошику" ностальгически тянет. Там ведь родные, у них тоже нервы не железные!