В октябре 2019 года в Тверской городской детской больнице №1 начали делать операции по шунтированию барабанной перепонки. Сама по себе операция не нова, но раньше маленьких жителей Тверской области на такое шунтирование отправляли в Москву. Теперь оперируют в Твери.
Шунтирование барабанной перепонки – это микрохирургическая операция, её проводят в том случае, если в среднем ухе скапливается жидкость. Такое осложнение после простудных заболеваний вроде гайморита или гипертрофии аденоидов чаще всего бывает у детей дошкольного возраста. Если его не лечить, у ребёнка развивается тугоухость, которая может остаться с ним на всю жизнь.
О новой операции, иммунитете у современных детей и постоянной учёбе врачей мы поговорили с заведующей ЛОР-отделением Детской городской больницы №1 Натальей Невской и оперирующим оториноларингологом Сергеем Косаревым.
Отделение отоларингологии Детской городской больницы №1 расположено на берегу Волги, в отдельном двухэтажном здании. Это единственное специализированное отделение такого профиля в нашем регионе.
В отделении тепло, чисто и тихо.
Дети сидят по палатам. Двери с большими стёклами, медицинский персонал и врачи могут, проходя мимо удостовериться, что всё в порядке, не заходя в палату.
- Я была болезненным ребёнком в детстве, можно сказать, была близка к медицине, но как пациентка. Наверное, поэтому решила стать доктором - чтобы дети меньше болели. Сама работа с детьми – это радость, а когда ты им смог помочь это приносит огромное моральное удовлетворение, - говорит она.
- Профессия врача мне всегда была интересна. Сталкиваешься с болезнью, пытаешься победить её, пытаешься помочь пациенту, тем более ребёнку.
Почему именно эта операция
Ежегодно в отделении внедряются новые методики лечения, так в 2019 освоили шунтирование барабанной перепонки.
- Современные дети часто болеют. У этого много причин, начиная от экологии, заканчивая резистентностью к антибиотикам, - рассказывает Наталья Невская. – После заболеваний носа, носоглотки, например, гипертрофии аденоидов, ухудшается вентиляция среднего уха, в результате чего в нём скапливается жидкость и ребёнок теряет слух. Потребность в таких операциях увеличилась. Детки обращаются, а мы не могли раньше им помочь, отправляли в федеральные больницы в Москве и Санкт-Петербурге. А это часто дополнительные проблемы и финансовая нагрузка для семьи: надо ехать в Москву, там где-то проживать и наблюдаться потом.
- Без операции развивается стойкое снижение слуха. Слух может и не вернуться, из-за того, что в среднем ухе образуются спайки, - продолжает Сергей Косарев.
Как проходит операция
- Это полостная микрохирургическая операция, её проводят в полости среднего уха, поэтому она проходит в стерильных условиях операционной и под общей анестезией, - рассказывает завотделением. – Сергей Сергеевич расскажет подробнее. Первые две операции он провёл в октябре. Они прошли успешно.
- Да, и это очень радует, - подхватывает Сергей Косарев. – Как правило, такое осложнение, как кондуктивная тугоухость (скопление жидкости в среднем ухе, приводящее к тугоухости), развивается на оба уха сразу. Операцию мы проводим при помощи микроскопа микрохирургическими инструментами. В барабанной перепонке делается прокол и туда устанавливается шунт, его размер около 2 мм. Вся операция занимает меньше часа, и уже через два дня ребёнок может выписываться.
Если есть показания, одновременно с установкой шунта удаляются аденоиды, которые, часто, бывают первопричиной тугоухости.
Что происходит после операции
Улучшение слуха, по словам врачей, наступает практически сразу. Благодаря микроотверстию выравнивается давление атмосферное и в среднем ухе, тем самым создаются благоприятные условия для оттока жидкости, улучшается вентиляция среднего уха и слух возвращается.
Пациенту нужно наблюдаться у врача один раз в месяц, чтобы специалист оценивал его состояние.
- Восстановление может занять от трёх месяцев до года, - комментирует Сергей Косарев. – После чего мы точно так же удаляем шунт, и барабанная перепонка полностью восстанавливается самостоятельно в течение 2-3 недель.
Прооперированный в октябре мальчик уже дважды приезжал к врачам в первую горбольницу на осмотр. Он хорошо себя чувствует, слух полностью восстановился.
- Внедрили новую операцию, и она прошла успешно – я этому очень рад. Но это результат работы не только одного врача, а всего отделения: и анестезиолога, и операционной медсестры, - все принимали участие в лечении пациента. Потеря слуха была ощутимая, - объясняет доктор.
Кому показана операция, и как на неё записаться
- Операция показана детям со стойким снижением слуха, которым не помогло консервативное лечение. Родителям нужно обратить на это внимание: если ребёнок перестал реагировать на тихие звуки, громко слушает телевизор, - нужно идти к ЛОРу. В том случае, если врач диагностирует кондуктивную тугоухость, он сначала назначит консервативное лечение – препараты и физиопроцедуры. Если в течение двух-трёх месяцев это не поможет, он выпишет ребёнку направление к нам на операцию, - поясняет оториноларинголог.
Он добавляет, что патология, возможно, плохо диагностируется. Родители могут не обратить внимания на то, что ребёнок стал часто переспрашивать. А, так как чаще всего такое случается с маленькими детьми, они сами не могут объяснить, что стали хуже слышать.
- К нам обратиться никогда не поздно. Спаечный процесс, то есть необратимое снижение слуха, развивается несколько лет.
Сколько стоит операция
- Эта операция для пациента бесплатна, её проводят за счёт средств ОМС. Больница закупила титановые шунты. Мы пока не можем сказать, сколько операций потребуется провести в год, потому что в Москву детей на операцию могли отправлять из поликлиник без нашего участия. Но до конца этого года у нас уже запланированы ещё две операции. Предположительно их так и будет по 2 в месяц. А там, будем смотреть и решать по обращениям, - Наталья Невская показывает упаковку с одним шунтом.
В запаянном плотном пакете пластиковая коробочка сложной конструкции, а в ней крошечная металлическая трубочка.
- Физически мы можем делать по две таких операции в день, - дополняет Сергей Косарев.
Обучение врачей
ЛОР-отделение в первой детской горбольнице Твери, по словам его заведующей, почти укомплектовано, хотя два доктора сейчас в декретном отпуске. Несколько новых врачей пришли в отделение совсем недавно. Все врачи постоянно учатся чему-то новому.
- Именно шунтированию барабанной перепонки я учился в Москве и Казани – поясняет Сергей Косарев. - Кроме того, ездил на стажировку по отолориноларингологии в Австрии. Учиться этой операции - было моё решение. В общей сложности обучение в двух городах заняло около 3 недель. Нужно понимать, что учеба врача идёт всю жизнь. Нельзя отучиться один раз и всё. Наука развивается, нам тоже надо это делать.