Июль - венец любви: гадание на богатенку, подорожник в венках, Иван-да-Марья вместо папоротника - так праздновали в Тверской области Ивана Купалу

08 Июля 2019, 09:35

В ночь с 6 на 7 июля наши предки отмечали праздник Ивана Купала – волшебный, полный преданий и символичных обрядов, пронизанный чувством животворной Любви. Сейчас Купальские традиции возрождаются, люди всё больше интересуются тем, как жили наши прапрадеды. Хорошо известны такие обычаи, как прыгать парами через костёр, плести венки из цветов и трав, запускать горящее колесо с горы и другие. Ну, и конечно, все слышали про чудесный цветок папоротника, открывающий замки и клады. Но как праздновали Ивана Купалу жители Тверской области? Об этом ТИА рассказала руководитель Центра славянской культуры ТвГУ и фольклорного ансамбля "Славяночка", кандидат филологических наук Светлана Лебедева.

Оказывается, на тверской земле Ивана Купалу отмечали избранно и мало, не наш это был праздник, а всё-таки южного края. В результате многолетних фольклорных экспедиций под руководством Светланы Лебедевой удалось по крохам собрать вспоминания бабушек о том, что в своё время их бабушки делали в Купальскую ночь.

Интересная особенность – в Тверской области Иван Купала наложился или перенёсся на другие июльские праздники – Петров день, Иванов день и Ярилин день. Ну, и как уж повелось на Руси, языческие обычаи тесно переплелись с христианскими верованиями.     

Раньше в Твери, в районе набережной реки Лазури, где сейчас располагается Парк Победы, была большая общественная зона отдыха, где горожане широко отмечали праздники и важные события. Так вот, ещё в 18 веке масштабные народные гуляния с ярмаркой там были в Ярилин день (прим. ред. Ярило – древнеславянский бог солнца и плодородия).  А если говорить о деревнях, то сохранились данные об интересных ритуалах и обрядах, которые на Купальскую ночь проводили жители Торжокского, Старицкого, Западнодвинского районов.   

Есть такая травка "богатенка" или "богатка", у которой в народе ещё были названия "купалка" и "купалица", что говорит о прямой связи с языческим праздником. Траву использовали для гаданий. 

(Фото с сайта http://www.plantarium.ru)

- Каким образом на неё загадывали? Траву срывали и затыкали либо за матицу в избе, либо над порогом в дверном проёме, причём, для каждого члена семьи была своя богатка. И потом смотрели – распушится она или нет. Если распушится, значит, человек будет здоров и всё у него будет благополучно. Ну, а если трава поникнет или завянет, то жди беды, несчастья или неудач. И люди нам даже рассказывали реальные примеры правдивости этих гаданий. Скажем, у одной женщины трава поникла, и её молнией убило. В гадания на богатенке сильно верили.  

Были в Тверской области и традиционные ритуалы по плетению купальских венков. Их плели из 12 цветов и трав, причём каждая девушка собирала их сама для своего венка. Одиннадцать цветов могли быть любыми, а вот двенадцатый обязательно был подорожником. И на него наговаривали: "Подорожку-подорожку, скажи к милому дорожку…". После заговора траву клали под подушку, чтобы увидеть вещий сон, в котором к девушке должен явиться суженый-ряженый. Кстати, праздник Ивана Купала был весь пронизан любовной символикой, а потому в старину в купальскую ночь молодые пары вступали в брак. И считалось, что он будет долгим и счастливым.   

- А кто-то собирал эти 12 трав не для гадания, а для здоровья. Эти букеты засушивали и хранили весь год на божнице (прим. ред. Полка с иконами) – вот вам пример двоеверия. Когда человек заболевал, этими травами его омахивали или постукивали букетом по больному месту. Таким образом прогоняли хворь. 

В Западнодвинском районе как такового праздника Ивана Купалы не было, но отмечали День Петра и Павла с купальскими ритуалами и традициями. Период с 6 по 12 июля считался сакральным, травы собирали в ночь с 11 на 12 числа, то есть на Петрову ночь, когда, по верованиям жителей, силу набирала всякая нечисть и ведуньи сбирались на свои колдовские посиделки, чтобы делиться премудростями. Ну, и конечно же, в эту ночь "цветёт" папоротник. 

(И.Левитан "Папоротники у воды").


   
- Мы спрашивали, как же выглядит цветок папоротника? Кто-то говорил, что это золотой цветочек, у кого-то он был беленьким, а  у кого-то – красненьким или аленьким. Мелькнёт где-то в лесу, подбежишь к нему, а его уже и нет. Поэтому люди верили, что цветок папоротника надо заломать, чтобы он не убежал. Главное – успеть. Так нам рассказывали бабушки. 

Мы-то с вами знаем, что папоротник не цветёт, но вере в чудеса всегда найдётся место. Как рассказала Светлана Лебедева, в Тверской области с цветком папоротника произошла интересная метаморфоза. Волшебные свойства невиданного цветка народная фантазия перенесла на Ивана-да-Марью. Это растение начинает цвести как раз в начале июля – с 7 по 12 числа. Отсюда пошло и другое название праздника – Иванов день. А цветок Иван-да-Марья, конечно, символизирует любовь. Эти растения тоже собирали на купальские праздники на счастье и благополучие в семейных отношениях. А заканчивалась Петрова ночь походом в церковь – утренним богослужением.

Было ещё одно гадание, связанное с растениями в Тверской области, – смотрели, как цветёт конопля. Раньше крестьяне выращивали коноплю, которую использовали для изготовления одежды. Если конопля была серебристого цвета – "цветёт, как серебро" - это было к урожайному году.   

В Старицком районе существовал обряд по заламыванию берёзки. Мы знаем, что берёзку заламывают на Троицу. Но в купальскую ночь деревце ломали полностью, а потом спускали по реке. Это был символ очищения. На юге этот ритуал носил название "Проводы Костромы или кукушки": парни отбивали у девушек чучело и потом сплавляли по реке. Вообще вода и огонь издревле считались стихиями, обладающими волшебной силой очищения. Отсюда и обычаи прыгать через костёр и совершать омовения водой.  А в Торжокском районе жители деревень собирались дружной гурьбой и чистили колодцы, берега рек, прудов. Как видим, этот обряд тоже связан с водой и очищением, помощью природе в надежде на будущее плодородие. 

У тверского коллектива "Славяночка" одно время была своя традиция праздновать Петрову ночь. Участники фольклорного ансамбля каждый год собирались, шли на берег реки в безлюдное место в простых рубахах, как и положено было, девушки – с распущенными волосами и венками. Разводили огонь, пели обрядовые песни (купальских было мало известно, поэтому использовали свадебные, благо тоже о любви), играли на свистульках, прыгали через костёр, купались в реке, водили хороводы с непременным обрядом-игрой "Умыкание", когда девушки разбегались в разные стороны и прятались, а парни должны были найти и поймать свою избранницу.    

- Мы собирали травы, которые хорошо знаем, целебные в том числе. Варили из них на костре настой. Потом мы его пили для здоровья. Вот такие у нас были ритуалы, и чаще всего купальские праздники мы отмечали как раз во время фольклорных экспедиций. 

Для иллюстраций использовались фото из архива ансамбля "Славяночка" и ВИЭМ в Торжке.