Несмотря на дождь и непогоду, гигантская колонна "Бессмертного полка" прошла 9 мая по центральной улице Твери. В сопровождении военного оркестра дети, внуки и правнуки несли портреты тех, кто не жалея жизни, ковал Великую Победу. Во главе шествия "Бессмертного полка" – ветераны боевых действий и кадеты с огромной копией Знамени Победы, водружённого 1 мая 45-го на крыше рейхстага, за ними – школьники с "Полотном памяти", сшитым из солдатских платков, ветераны войны и 35 000 тверичан с портретами и фотографиями своих героев.
Невысокого роста женщина несёт в руках портрет папы. "Это мой папа", - поясняет она. На транспаранте довоенное фото: лётчик Евгений Александрович Иванов погиб в 28 лет в самом начале войны – в 1941-м году 30 летчиков отправили бомбить танки, все они погибли. Мама, как говорит дочь Зоя Евгеньева Кочегарова, ждала супруга всю оставшуюся жизнь. Похоронка пришла только после войны. Зоя Евгеньевна плачет.
Максим Чубуков, глава администрации Центрального района, идёт с двумя портретами – своего деда и деда жены. Для его семьи День победы – это святой праздник, напоминающий о том, чего ни в коем случае нельзя повторять:
- Это настолько личное. Это внутри. Наши деды погибли за нас, чтобы мы жили на этой земле. Мы не посрамили их, мы вытащили не одну войну. А 9 мая – это урок всем нам, чтобы подобного не повторялось. Когда я вижу наклейки на машинах "Можем повторить", я категорически против. Никто никогда не хочет это повторять. Война – это слезы, грязь, это страшная работа. Война – это противоестественно. "Можем повторить" может на свою машину наклеить тот, кто не знает, что такое война.
Колонна идёт, кто-то кричит "Ура!", боевой клич подхватывает многотысячная толпа, и вот он уже эхом разлетается на весь город: "Урааааааааа!"
Подруги Оксана Невзорова и Наталья Розова приняли участие в шествии "Бессмертного полка" впервые. У Оксаны в руках – портрет деда, танкиста Ивана Степановича Камышева. Он участвовал в Финской войне, прошел всю Великую Отечественную и закончил ее в Кёнигсберге. Горел в танке, был ранен, имеет разные ордена и награды.
Наталья рассказывает, как ее бабушка Алексеева Нина Владимировна чудом выжила в блокадном Ленинграда. А после его освобождения ушла работать телефонисткой на фронт:
- Бабушка страшные вещи рассказывала – о том, как дрались за клей и опилки, которые можно было съесть. Она всю жизнь мучалась с зубами – в блокадном Ленинграде у многих была цинга. Этого всего точно нельзя повторять никогда.
Несколько ветеранов едут на советских машинах с фотографиями своих родных. Им дарят цветы и много-много раз повторяют "Спасибо за Победу, будьте здоровы".
Полотно Памяти, сшитое детьми из "солдатских платков" с именами фронтовиков. Это четыре полотнища по 25 метров каждое. В течение двух последних лет они бережно хранятся в отдельном помещении гимназии № 10. Ежегодно в начале мая полотна разворачивают, оценивают их состояние, если надо, подшивают дефекты, ремонтируют.
Владимир Лукин, сенатор от Тверской области в Совете Федерации и председатель фонда "Увековечения памяти жертв политических репрессий" приехал 9 мая в Тверь, чтобы пройти с фотографией Константина Челпана:
- Это один из создателей танка Т-34, без которого войну мы, может, и не выиграли бы. Это замечательный человек. Великий изобретатель и крупный конструктор. К сожалению, создав этот проект он пал жертвой политических репрессий 38-го года. Посмертно реабилитирован. Его роль в войне соизмерима с ролью крупных полководцев, а возможно, и превышает их. Он родственник по духу моему. Среди победителей войны есть люди, которые ещё до войны заплатили жизнью за неё.