1 февраля в УГИБДД по Тверской области прошла встреча руководства ГАИ с владельцами коммерческих маршрутов и представителями МУП ПАТП-1, занимающихся пассажирскими перевозками в Твери. Тема обсуждения – безопасность пассажиров и дисциплина водителей. Претензий накопилось много друг к другу с обеих сторон, у каждого оказалась своя правда. Но в целом главную идею этого совещания можно обозначить так: нарушителей и предпринимателей, у которых происходят ДТП, будут проверять ещё жёстче, тем более в скором времени у инспекторов ГИБДД появятся новые возможности контроля.
Встречу начальник областной ГИБДД Денис Черных начал со слов, которые могли бы стать лозунгом для всех перевозчиков, дорожников и контролирующих служб: "Мы все коллеги, потому что делаем одно дело. Не так ли?". Далее, чтобы проиллюстрировать поведение водителей маршруток, владельцам автобусов продемонстрировали весьма показательные ролики с моментами злостных нарушений ПДД. В основном, это проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречную полосу, непредоставление преимущества в движении, а также автобусы спешат и не любят пропускать пешеходов. Кто-то из зала среди предпринимателей поинтересовался, будет ли музыка в ролике. На что Денис Черных лаконично ответил: "Если только траурная, но попозже".
Второе видео продемонстрировало итоги работы одного и того же водителя маршрута №208 за один день, которого "пасли" инспекторы ДПС. В итоге – пять протоколов о грубейших нарушениях ПДД. Как недвусмысленно предупредил руководитель областной ГАИ, он весьма расстроится, если увидит снова этого водителя в Твери у кого-нибудь на маршруте.
- Кстати, когда маршрутку остановили в час пик и высадили всех пассажиров, а автобус был битком, народ ехал на работу, ни один не высказал недовольства, потому что люди понимают, как важна их собственная безопасность.
Перевозчики в основном смотрели ролики молча, лишь иногда между собой переговариваясь и комментируя, какие нарушения были допущены водителями и кому принадлежит тот или иной автобус.
В 2018 году в Тверской области произошло более 90 ДТП с участием автобусов (в которых пострадали 142 человека и погибли 14 человек), из них 70 происшествий - в Твери; было зафиксировано 29 фактов падения пассажиров, 8 наездов на пешеходов. Ежедневно инспекторы ГИБДД составляют от 20 до 30 административных протоколов на нарушителей - водителей маршруток и автобусов.
- Меня не интересуют ваши маршрутные войны, делёж маршрутов, конкурсы и т.п. Меня интересует безопасность людей. И тут делить нечего. Что вам мешает навести порядок в этой области? Кто вам мешает повысить дисциплину у водителей и потребовать личную ответственность каждого? Кто вам мешает брать на работу водителей с российскими правами? Платите людям достойные зарплаты, и к вам придут на работу хорошие водители. Это, между прочим, и ваш имидж тоже, - сказал Денис Черных.
Присутствовавший на встрече министр транспорта Тверской области Игорь Павлов согласился с мнением ГИБДД и добавил, что если раньше в основном было много жалоб по содержанию и расчистке дорог, то теперь главные эмоции у жителей – по поводу проезда в общественном транспорте. Как добавил министр, "водители устраивают на дорогах циничные гонки".
- Лишение прав, штрафы, наказание владельцев маршрутов, проверки и рейды – этого недостаточно. Вы должны нести ответственность за тех, кого нанимаете на работу.
Далее министр сообщил, что в регионе создан Центр организации безопасности дорожного движения, в задачи которого входит создание проекта по организации движения с новыми штрафстоянками и преимуществами для муниципального транспорта. Так, уже идёт процедура закупки эвакуаторов, которые будут отвозить проштрафившиеся автобусы на стоянку, что сейчас сделать пока невозможно и чем пользуются недобросовестные перевозчики. Предположительно, эвакуаторы начнут работу в июле текущего года.
В ответ слово взял владелец коммерческих маршрутов Николай Маслов. Он высказал ряд своих претензий:
- Платить большую зарплату водителям нет возможности, потому что тариф повысили только на 0,8%, а цены на топливо растут катастрофически. Экономически обоснованный тариф одного проезда в маршрутке составляет 50 рублей. Но такую цену они установить не могут.
- Мы проводим беседы и инструктажи с водителями, но они работают сезонно, а потом уезжают на родину. На их место приезжают новые, и всё начинается сначала, просто замкнутый круг.
- Дороги в Твери убирают плохо, остановки завалены снегом, автобусы вынуждены останавливаться в полутора метрах от тротуаров, а пассажиры выпрыгивают в грязь и жижу. Некоторые улицы в городе просто стали односторонними из-за снега: ул. Дружинная, ул. И. Касьянова и др.
- Систематические сбои в работе светофоров, которые отключают на несколько часов.
- Гололёд на дорогах.
По поводу жалоб на низкие тарифы Денис Черных посоветовал оставить бизнес и пойти сажать картошку.
Представитель компании "СВТК", которая выигрывает один за одним обслуживание маршрутов в Твери и закупает новые автобусы, пожаловался на нелегальных конкурентов.
- У нас работают русские водители. Вот сегодня автобусы вышли на 33 маршрут, но старый перевозчик не ушёл. Нелегалы и устраивают гонки, собирают наших пассажиров. Треть автобусов сегодня даже вернулась, потому что невозможно работать в таких условиях. У некоторых владельцев маршрутных такси в Твери нет ни базы, ни механиков, автобусы убитые, здесь тоже надо наводить порядок.
В качестве примера прозвучало ИП Степанова, у которого 20 единиц транспорта, но нет базы, поэтому автобусы водители ставят ночевать во дворах. Начальник ГИБДД пообещал провести ряд проверок по таким фирмам и ИП.
Что же касается муниципального транспорта, то директор МУП ПАТП-1 Артур Сычёв уверил, что количество ДТП с участием их автобусов значительно снизилось благодаря инструктажам и "разборам полётов": с водителями каждый месяц в выходные дни проходят несколько часовые занятия, где разбирают все случаи фото и видеофиксации нарушений. Также снизилось количество фактов падений пассажиров в салонах, потому что в автобусах есть информационные табло с бегущей строкой и агитплакаты о том, как надо держаться за поручни. А зачастую ДТП происходят по вине всё тех же подрезающих маршруток.
- Мы обслуживаем всего лишь 10% пассажирских перевозок в Твери. Но в отличие от маршрутных такси, у нас ездят льготники по ЕСПБ. Дайте нам возможность работать тоже, не устраивайте с нами гонки. Нас долбят маршрутки.
Что же касается качества уборки дорог в этом году, то Артур Сычёв поблагодарил МУП ЖЭК за хорошую работу – улицы чистят, и остановки тоже, так что никому не надо прыгать.
В конце встречи Денис Черных предупредил владельцев маршрутных такси: как только случается ДТП с участием автобуса – ждите усиленную проверку. С 4 февраля по Твери будут ездить два автомобиля скрытого патрулирования, количество проверок и рейдов будет только нарастать. Особого внимания удостоятся перевозчики, у которых нет "ни кола, ни двора".