Биометрия - полезно или опасно? Что это такое и зачем сдавать свои данные?
Биометрия стала доступна, она добралась и до Тверской области. Механизм удаленной идентификации давно распространен на Западе, теперь он стал возможен и у нас. С 1 июля в РФ запущена система удаленной биометрической идентификации. Если говорить официальным языком - это возможность получать финансовые услуги кредитной организации дистанционно через распознавание человека с помощью биометрических данных.
Нет, это не отпечатки пальцев или сканирование сетчатки глаза, почему, объясним позже. Все гораздо проще, это запись вашего голоса и изображения лица, то есть фотография.
Центробанк РФ заявляет – это очень удобно, и самое главное – безопасно. Уровень защищенности биометрических данных – крайне высок, никакие мошенники не смогут внедриться в базы и украсть данные.
В противном случае, если это произойдет, то страшно подумать о последствиях и их масштабе. И кто за "утечку" будет нести наказание?!
Что такое удаленная идентификация? Зачем она нужна? Об этом ТИА рассказал заместитель управляющего Отделением Тверь ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Вадим Тетин.
"Этого процесса давно не хватало"
Это новая система, которая достаточно интересна. И внедрение её на территории РФ - процесс, которого давно не хватало.
У нас огромная территория, каждый житель не имеет в полной мере возможности подойти в офис кредитной организации, чтобы оформить какой-то банковский продукт - открыть счет, взять кредит, перевести деньги.
На территории некоторых регионов, в глубинке, мало офисов кредитных организаций. У людей нет выбора. Если человек захотел воспользоваться услугой в другом банке, ему необходимо прийти в офис и оформить услугу. И лишь потом появляется возможность проводить некие операции через всемирную сеть.
Биометрия - что это такое?
Удаленная идентификация расширяет возможности человека. Нужно лишь ОДИН раз прийти в офис банка, где доступна биометрическая услуга, с документами. А дальше можно оформлять любые услуги в любом банке на территории РФ без личного присутствия из любой точки страны. Главное, чтобы был доступ к интернету.
- Мы прекрасно понимаем, что у людей из деревень и сёл, маленьких городов, у маломобильного населения были сложности в оформлении необходимых услуг. Банки пользовались этим и навязывали много ненужного, завышали проценты, в общем, отсутствовала конкуренция. Теперь, мы считаем, ситуация изменится в пользу клиентов.Чтобы получить возможность в дальнейшем получать услуги банка дистанционно, клиенту необходимо будет один раз прийти в банк.
Выбрать удобный офис, узнать адрес можно на сайте ЦБ РФ - http://www.cbr.ru. Там находим слева вкладку "Финтех", заходим на неё. Затем кликаем на "Удаленную идентификацию", переходим на "Карту точек банковского обслуживания, где можно сдать биометрию". И выбираем свой город.
Для идентификации нужно полчаса свободного времени, паспорт и СНИЛС. Сама процедура бесплатная. Один раз сдаёте данные. А далее они могут использоваться централизованно любым банком, который находится на территории РФ.
На сегодняшний день в Твери только три банка собирают биометрию, по крайней мере, такие данные опубликованы на сайте регулятора. Всего же по России пройти удаленную идентификацию можно более, чем в 400 офисах. Список дополняется.
Всё проходит в два этапа. Сначала работник банка берет данные с документов и заносит их в базу. А затем уже к работе приступает спецоборудование. Оно снимает изображение лица клиента и записывает его голос.
Если у человека уже есть подтвержденная запись на сайте Госуслуг, тогда ее можно использовать вместо документов. Процедура для пользователя добровольная и проводится только с согласия клиента, и строго с 18 лет.
Что это даёт?
- Механизм удаленной идентификации смогут использовать все банки, которые участвуют в системе страхования вкладов, к которым не применяются меры по предупреждению банкротства, а также отсутствуют множественные нарушения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Пройдя идентификацию, ваши данные заносятся в единую централизованную базу. Теперь из любой точки мира, зайдя на сайт кредитной организации, находящейся на территории РФ, можно получить любой интересующий финансовый продукт: оформить кредит, взять ипотеку, открыть вклад, делать переводы и т.д. И в этом большой плюс.
Единственное, должен быть доступ к интернету и устройство с вебкамерой. В банке будут сопоставлять ваше лицо и голос с ранее записанными. Можно выбрать любой банк в любом городе России, например, процентная ставка в этом банке лучше, чем в банке вашего города. Расстояние не станет преградой. И вы, живя в Твери, можете оформить кредит в Хабаровске. Или сделать там вклад. Это станет доступно благодаря биометрической идентификации.
На сайте банка вам предложат пройти удаленную идентификацию. Через камеру сверят ваше изображение и голос с централизованной базой, и если все устраивает кредитную организацию, вам позволят сделать то, что вы задумали.
Банкам это тоже выгодно. Каждый новый клиент – это источник дохода. И если раньше финансовые организации были ограничены определенной территорией, то нововведение позволяет расширить границы, привлекая клиентов из разных регионов.
Мошенники бессильны
Центробанк убежден, механизм удаленной идентификации защищен в соответствии с самыми высокими государственными стандартами безопасности.
Данные гражданина хранятся в двух независимых системах, никак друг с другом не связанных: персональные документальные данные – в ЕСИА, биометрические – в единой биометрической системе. При этом в последней они находятся без привязки к персональным данным, что повышает уровень безопасности.
Все хранится в зашифрованном виде.
- Система была протестирована, и она рекомендована к работе. Понятно, что мы сейчас не можем дать стопроцентную гарантию, потому что существуют технические сбои и человеческий фактор. Но с самой высокой степенью вероятности можно говорить, что данные надежно сохранены, переживать не стоит.
Да, можно было бы сделать идентификацию по отпечаткам пальцев или сетчатке глаза. Но сейчас нет в обширном доступе таких технических средств, которые позволяли бы населению это широко применять. Поэтому и собирают биометрию в виде фотографии и записи голоса.
Может ли банк отказать в дистанционной услуге?
- Конечно. Во-первых, идентификация происходит с какой-то долей вероятности. Ситуации разные бывают. Была одна прическа, стала другая, было одно настроение стало другое, там улыбались, а сейчас огорчены, простуженный голос, такие моменты могут быть.
Банк сам для себя решает, какой доли вероятности верить, а какой нет. Если они установят у себя порог 95% -ое совпадение, а все, что ниже, уже не считается, это их право, тут уж ничего не поделаешь.
Но еще надо отметить, что кредитная организация проверяет и ваши другие данные: платежеспособность, наличие доходов, имущество и т.д. Поэтому банки кроме идентификации, проверяет еще и другие факты о вас.
Перспективы – колоссальные!
- На первом этапе мы проводим идентификацию для кредитных учреждений. Далее Банк России проанализирует работу системы и в дальнейшем может рассмотреть возможность расширения механизма на другие категории услуг.
Удаленную идентификацию можно будет применять и некредитным финансовым организациям – страховщикам, негосударственным пенсионным фондам, муниципальным органам. Также она может распространиться на систему нотариата.
Как это работает на практике
Корреспондент ТИА решил на себе опробовать нововведение. Двери для эксперимента с радостью открыл Сбербанк.
Сразу хочется отметить, процедура несложная и довольно быстрая, занимает 2-3 минуты. С корреспондента попросили оригинал паспорта и банковскую карту (кредитная не подойдет), СНИЛС оказался не нужен.
Сперва сотрудница банка рассказала все плюсы этого механизма, насколько это здорово и безопасно, минусов, по словам сотрудников, нет вообще. После внесения в компьютер документальных данных, приступили к основному - это считывание лица и запись голоса.
Сначала камера делает фотографию. А затем вас попросят посчитать от 0 до 9 и наоборот - всё, голос записан. Вас поблагодарят за оказанное доверие и отпустят.
По мнению банковских сотрудников, удаленная идентификация – перспективная вещь.
- Я сама её прошла, - говорит Надежда Пыжова, руководитель офиса Сбербанка. - Распознавание клиентов по лицу и голосу – это уникальный продукт, он необходим для дополнительной безопасности и скорости обслуживания. База шифруется, в интернет не выкладывается. Всё регламентируется 152-ым ФЗ "О персональных данных", так что переживать не стоит, все очень строго, уровень безопасности максимален.
На мой взгляд, этот механизм – прекрасная возможность сохранить и защитить свои финансы, поскольку уровень подделок бумажных документов достаточно распространен. А лицо и голос – это уникальные данные и подделать их невозможно.
Биометрию можно оформить с 18 лет, а далее возрастных ограничений нет. По словам руководителя, пока еще процедура не столько популярна, но человек 40 в день её проходит.
Кстати, одно большое уточнение. Пройдя биометрию в Сбербанке, ваши данные так и останутся в этом банке. Ни с каким другим кредитным учреждением он делиться не собирается.
- На данном этапе наш банк собирает свою базу, поэтому она будет храниться только у нас. Мы знаем, что ЦБ - инициатор удаленной идентификации и единой системы, но пока, на первоначальном этапе, биометрия, собранная Сбербанком, не будет передаваться.
Несмотря на то, что лицо и голос подделать невозможно, у человека есть свойство меняться. Что делать, если потолстел, похудел или сделал пластическую операцию? Ответ простой – прийти в любой офис, не обязательно в тот, где сдавал биометрию в первый раз, и заново ее пройти. Это ваше право клиента.
А проходить или нет удаленную идентификацию, каждый решает сам.