Конечно, со своим ребёнком я периодически провожу беседы на тему, как вести себя на улице: с незнакомыми никуда не ходить и даже не разговаривать, в лифт с чужими не заходить, на уловки по типу – "там тебя мама ждёт, пошли со мной" - не поддаваться, а просто взять и перезвонить мне на сотовый. Очередная профилактика наступает после какого-нибудь громкого преступления, связанного с ребёнком или подростком. Также дочь чётко знает, что дверь никому открывать нельзя, так как у родителей есть свои ключи. А на всякий случай придуман пароль, по которому можно щёлкнуть замком.
В пять лет папа был изгнан из ванной, купать дочку ему уже было запрещено. Хотя ребёнок пока чувство стыдливости не испытывал. Тогда же у нас начались разговоры на тему – "никому не позволяй себя трогать, никто не имеет права дотрагиваться до твоего тела, никто не должен видеть тебя голой. Разрешено только мне или на приёме у врача". И начались эти беседы, поскольку практически через день в новостных летах мелькают сообщения о педофилах и насилии. И если раньше дочь слушала меня внимательно и кивала головой, то теперь, вступив в подростковый возраст, она закатывает глаза к потолку и с раздражением говорит: "Да, знаю я, знаю". А я понимаю, что сейчас начинаю беспокоиться о ней всё больше, поскольку она стала ещё уязвимей и беззащитней.
Откуда же берутся педофилы? Каков он – среднестатистический педофил? Кто из детей в зоне риска? Как помочь ребёнку, испытавшему сексуальное насилие? Об этом редакция ТИА поговорила с заведующей амбулаторией № 2, врачом психиатром высшей категории Селяниной Мариной Николаевной.
Педофилы были всегда, но если говорить о современности, то сейчас специалисты предупреждают о пугающей тенденции – число сексуальных насилий и домогательств по отношению к детям значительно возросло. А что нам показывает статистика?
Если в 2013-м году в России было зафиксировано 95 000 подобных правонарушений, а вернее, преступлений, и 1000 несовершеннолетних, пострадавших от насильников, то в 2017 году количество таких детей и подростков возросло в 4 раза!!! Но надо понимать, что эти цифры далеки от реальности.
- Я думаю, что статистика даже вполовину не отражает ситуации с сексуальным насилием над детьми. Потому что родители пострадавших умалчивают о том, что произошло: они не обращаются ни в правоохранительные органы, ни в медицинские учреждения, ни к психологам. Взрослые боятся осуждения со стороны знакомых и родственников, травли, позора, а дети боятся рассказывать об этом родителям из-за страха наказания, унижения, чувства стыда, боятся стать изгоями среди сверстников, особенно в школе. Проще говоря, родители боятся, что на семью и ребёнка будут пальцами показывать и обсуждать подробности, - рассказывает Марина Селянина.
Педофилия – это тяжёлое психическое расстройство
Для гражданского общества педофилы – это преступники. Уголовный кодекс по-разному трактует сексуальные насилия над детьми: развращение малолетних, действия сексуального характера, собственно изнасилование, и наказание также предусмотрено за каждую статью своё – до 20 лет лишения свободы. А с точки зрения медицинской науки, педофилия – это тяжёлое психическое расстройство. Для нас – обывателей – это омерзительное извращение.
- Педофилия связана с нарушениями сексуального влечения к детям допубертатного и раннего пубертатного возраста – то есть с 3-х до 15 лет. У педофила стираются защитные или запрещающие механизмы при взаимодействии взрослого и ребёнка. Почему это происходит? Выделено несколько факторов, предположительно влияющих на возникновение влечения к детям. Одной из причин является нарушение взаимодействия в семье, в которой воспитывается ребёнок, как правило, семья неполная, чаще - без отца. Характерна эмоциональная депривация, когда ребёнок лишён эмоциональной поддержки, родительского участия в его повседневной жизни.
Детские обиды, травмы, унижения, конфликты в семьях, отторжение и непринятие собственного ребёнка - всё это может быть риском для возникновения тяжёлого психического расстройства. Такому человеку нужно доминировать, самоутвердиться, а проще это сделать не в среде сверстников, а как раз-таки с детьми. Второй фактор - это нарушение межличностного взаимодействия в детском коллективе, отсутствие дружеских связей. Ребёнок подвергался насмешкам в коллективе, не мог постоять за себя, предпочитал общаться с детьми младшего возраста.
К третьему фактору относится травмирующая ситуация, связанная с потерей одного из родителей либо с сексуальным насилием. Вообще сексуальное насилие в детстве - это основная и главная причина возникновения аномального сексуального поведения.
Согласно проведенным исследованиям, до 93% преступников осужденных за противоправные действия сексуального характера в отношении детей, в детстве подвергались сексуальному насилию. Таким образом, объект насилия сам может стать насильником.
Среди педофилов немало рецидивистов, ранее уже судимых за подобные преступления. Как говорят специалисты, это трудно неизлечимо.
Портрет среднестатистического педофила
Опять-таки по статистике, типичный педофил – это мужчина (в 99% случаев) в возрасте около 30 лет. Хотя, конечно, есть случаи, когда насилия совершают люди в возрасте и подростки. Например, в практике тверских врачей было такое, что 17-летний подросток надругался над 5-летним ребёнком. Типичный педофил замкнут и одинок, вернее, имеет очень мало друзей и приятелей среди сверстников, имеет детские (инфальтильные) увлечения, например, коллекционирует машинки, самолетики.
Внешне педофила распознать невозможно – он выглядит, одевается и ведёт себя на людях, как обычный нормальный человек.
Около 80% педофилов – это, как бы дико не звучало, члены семьи или люди, вхожие в семью на правах близких: отчимы, дяди, даже собственные отцы, друзья родителей. Очень редки случаи, когда педофилией болеют женщины. Марина Николаевна вспомнила только один такой случай в Тверской области: развратные действия по отношению к ребёнку совершила няня. Мама девочки заподозрила неладное, когда во время купания у дочки стали проскальзывать новые слова, характерные телодвижения.
Очень многие педофилы выбирают для себя работу с детьми, чтобы быть поближе к предмету вожделения. Поэтому среди них часто встречаются учителя, тренеры, вожатые, воспитатели, наставники, няни, репетиторы и т.п., чтобы была возможность оставаться с ребёнком один на один. Часто подобные преступления совершаются возле школ и детских площадок, где также ребёнок оказывается без родительского контроля. Маленький ребёнок один на улице – в зоне риска.
Группы риска
Чаще всего сексуальному насилию подвергаются социально незащищенные дети - беспризорные и безнадзорные, которых никто не будет искать, а также дети из асоциальных неблагополучных семей. Таких ребятишек очень легко заманить обещанием купить сладости или игрушку, чего они лишены в своей жизни. Впрочем, часто такая беда случается и с детьми из очень обеспеченных семей, когда родители сильно заняты на работе и им некогда заниматься воспитанием и безопасностью ребёнка. В итоге он предоставлен самому себе, слишком рано становится самостоятельным, один гуляет дотемна на улице. Либо непонимание и конфликты в семье гонят ребёнка на улицу на поиски того, кто бы его понял и "помог" решить проблемы. Проще говоря – недолюбленные дети тоже в зоне риска. В группу риска попадают и малообщительные, замкнутые дети, у которых нет друзей и не складываются отношения в коллективе, т.е социально трудно адаптируемые дети, которые побоятся рассказать о случившемся, боясь быть еще более отвергнутыми.
- Дети, страдающие от недостатка внимания родителей, легко попадают под влияние педофила, считая его своим другом и наставником. Он действительно может помогать, решать какие-то проблемы, давать советы. Возникают доверительные отношения. При этом педофил настраивает ребенка против родителей и отсекает общение со сверстниками, и ребенок оказывается полностью контролируемым чужим человеком. В этой ситуации он легко становится жертвой педофила.
Иногда сексуальному насилию подвергаются дети, участвующие в модельном бизнесе. Поэтому все кастинги, дефиле и т.п. должны проходить в присутствии родителей или других взрослых, которым вы доверяете: бабушки-дедушки, друзья семьи, у которых есть свои дети.
Умение говорить "нет!"
В группе риска может оказаться ребёнок, у которого в раннем возрасте (3-4 года) не сформировано чувство собственной безопасности. Инстинкт самосохранения появляется позже, поэтому родители обязаны объяснить и научить, как себя вести на улице, с незнакомыми людьми, как заходить в подъезды и лифты, кому открывать двери, что является дозволенным в отношении интимной сферы, а что категорически под запретом. Подавать эти сведения и знания маленьким ребятишкам нужно в игровой форме, на примере сказочных героев, просто проигрывать опасные ситуации. А вообще, каждая мама лучше знает своего сына или дочку и сама сообразит, как их научить безопасности.
- Надо учить своего ребёнка умению отказывать, говорить "нет". Мы учим ребёнка подчиняться нашим просьбам, поэтому любой взрослый для них – это авторитетный источник требований, которые надо выполнять. Ребёнок должен уметь отказывать и запрещать совершать с ним разные действия, особенно если это касается интимной сферы и его тела.
У нас, у взрослых, статус друга нужно заслужить, а у детей и подростков всё проще – пару раз увиделись, поговорили, попили чаю с пирожными – и уже хороший приятель. Так, например, был случай, когда две девочки стали жертвой педофила, потому что мужчину видели пару раз, он приезжал на машине, разговаривал с ними, смеялся. После этого стал хорошим "знакомым", в итоге совершил в отношении них действия сексуального характера.
Жертву педофила показывают… детские игры
Новые отношения, впечатления и переживания дети показывают в играх. Здесь главное – внимание со стороны родителей. Если у ребёнка появилась новая игра, в которой куклы и мишки имитируют интимные отношения и половой акт, если появились какие-то ссадины, синяки или царапины, если изменилось поведение и малыш стал замкнутым, тревожным, плаксивым, если изменилось отношение к отчиму или родному отцу – это повод задуматься над тем, что происходит. Можно предложить ребёнку нарисовать семью и посмотреть, как он изобразит её, задать аккуратно наводящие вопросы.
- Нужно попытаться разговорить ребёнка, узнать как можно больше информации. Главное – не напугать и не вызвать чувство вины, чтобы не появилось ощущения, что это он что-то неправильно сделал. Разговаривать надо очень спокойным голосом. Если не можете выяснить сами, а подозрения есть, обратитесь к специалистам: психиатрам и медицинским психологам. Особенно, если дети уже школьного возраста или подростки. Им постороннему человеку иногда рассказать легче, так как родителям о таком говорить "стыдно и страшно". Дети, кстати, очень рано начинают осознавать, что с ним случилось что-то недозволенное, ненормальное. Около половины малышей к 3 годам уже способны это понять.
Иногда ребёнку чувство стыда не позволяет напрямую рассказать правду родителям. Он может преподнести эту историю, как будто это произошло с его другом или подругой. Родителям стоит насторожиться и присмотреться к поведению и состоянию своего ребенка , чтобы помочь, если это необходимо, иначе это может обернуться большими проблемами в будущем.
Ещё очень важен контроль со стороны родителей за тем, с кем общается ребёнок в интернете, какие он выкладывает фотографии. По статистике, каждый четвертый ребенок подвергается сексуальному домогательству в интернете.
Шрамы на руках и в душах
Были случаи, когда за помощью к психиатрам обращаются уже взрослые пациенты с депрессивным состоянием, при этом испытывающие трудности в общении с противоположным полом, боязнью интимных отношений. Во время сеансов терапии выяснялось, что в детском возрасте они подвергались сексуальному насилию со стороны родственников. Детская психологическая травма напомнила о себе спустя пару десятков лет.
Итак, помощь обязательно необходима и самой жертве, и родителям. Помимо медикаментозной терапии, существуют методики, которые позволяют психологам и психиатрам вернуть ребёнка к нормальной жизни. Часто после сексуального насилия проявляются невротические расстройства, депрессия, плаксивость, страхи, бессонница, мысли о самоуничижении и даже суициде. Многие дети после этого начинают себя ненавидеть, считают себя "грязными", чтобы снять эмоциональное напряжение могут наносить себе порезы, уродуя шрамами руки и ноги.
- Конечно, реабилитация – процесс долгий и индивидуальный, но всё зависит от того, как и кем было совершено насилие. Если педофил – незнакомый человек и это произошло один раз, то таких детей гораздо легче и быстрее вылечить. Другое дело, если ребёнок подвергался домогательствам длительный период и кем-то из близких людей. В такой ситуации происходит подмена и искажение взаимоотношений ребёнок-взрослый. Эти случаи корректировать намного сложнее в нашей практике.
К сожалению, иногда родители не готовы принять беду, которая произошла с их ребёнком. Они отказываются верить или, что ещё ужаснее, обвиняют в произошедшем саму жертву. Была такая практика у терских психологов – девочка подвергалась сексуальным домогательствам со стороны родного дяди, а на все её жалобы мать отвечала категорическим отказом: "Такого не может быть, ты мне врёшь!". Только после того, как дочка стала пропускать школу, закрываться у себя в комнате, прекратила общение с друзьями и все разговоры с родителями, женщина поняла, что ребёнок всё это время говорил правду.
Если ребенок подвергся сексуальному насилию, необходимо обратиться за специализированной помощью к психиатрам и медицинским психологам для проведения реабилитационных мероприятий. Тел. 52-46-18, телефон доверия 55-82-22.