По разведанным запасам торфа Тверская область занимает первое место в ЦФО. Сотрудники МЧС ежедневно в теплое время года отслеживают состояние торфяников с помощью спутников, объезжают их на вездеходах и измеряют температуру залежей, чтобы вовремя отследить и отреагировать в случае возгорания. Торфяной пожар - это огромное количество едкого дыма, и долгое трудное тушение.
Ежедневный мониторинг начинается в 8 утра и продолжается до 17 часов. За это время сотрудники МЧС проезжают 40 километров по разработанным маршрутам, которые проходят через самые пожароопасные торфяники области. Таких маршрутов пять: два в Калининском районе, три в Конаковском.
Во время рейдов МЧСники замеряют температуру в глубине залежей. Это делается при помощи термощупа – прибора с длинным металлическим прутом, который вгоняют в грунт на глубину около метра. Опасными считаются температуры выше +32°, критической – выше +50°. На момент мониторинга 10 августа температура торфа была в пределах нормы - + 27°.
Места залежей торфа труднопроходимы. МЧСники выезжают на торфяники на вездеходной технике. В их распоряжении квадроциклы и "Бобр". "Бобр" - тяжелая гусеничная техника, способная преодолевать болота и любое бездорожье. В мягкой подушке высохшего торфа покрывающей разрабатываемые месторождения быстро образуются глубокие колеи от проходящей тяжелой техники, проехать на обычной машине здесь сложно.
Торфяная пыль поднимается столбом и покрывает все плотным слоем. В случае пожара горящая пыль способна разнести пламя на огромные пространства. Такие пожары опасны еще и тем, что в глубине торфяного пласта может образоваться прогар – внутренние пустоты, которые потом могут запросто провалиться. В глубину такие провалы могут превышать человеческий рост.
Самовозгорание торфа – редкое явление. Самое масштабное за последнее время произошло в 2010 году, когда в клубах едкого дыма задыхались несколько городов центральной России. Более распространенная причина пожаров – пресловутый человеческий фактор. Это незатушенные костры, брошенные окурки. Во время охотничьего сезона количество возгораний возрастает в разы.
- Мы проводим беседы со всеми, кого встречаем во время рейдов. Предупреждаем о мерах безопасности. Записываем регистрационные номера техники и передаем их всем соседним районам, - сообщил врио начальника ФГКУ СПСЧ ФПС по Тверской области Руслан Балякин.
Самое сложное в тушении торфяных пожаров – отсутствие достаточных запасов воды в непосредственной близости. Подвоз – дело безнадежное, столько воды невозможно доставить быстро. Техника тушения торфяных возгораний представляет собой перемешивание торфа с водой. Для того, чтобы это сделать, необходимо иметь водные запасы в непосредственной близости. Поэтому все торфоразработки имеют сеть каналов с водой. Особенно возле так называемых караванов – это высокие длинные кучи просушенного торфа, готового к транспортировке. Но эти каналы иногда пересыхают.
В поисках ближайших водных источников на помощь пожарным приходит дрон. Беспилотник оснащен мощной камерой, он показывает сотрудникам МЧС где неподалеку достаточные запасы воды. Туда направляют тяжелую технику, насосы и рукава, чтобы проложить водную магистраль.
- На некоторых участках приходится по 5 км линии прокладывать. Здесь, в районе Орши, поблизости есть большое озеро. В случае пожара, воду будем брать оттуда. Квадрокоптер помогает также обнаружить очаги возгорания, найти подъезды к водному источнику и пожару, - рассказал начальник ФГКУ 13 отряд ФПС Тверской области Максим Лукашевич.
Большую опасность представляют горящая трава и лесная подстилка. Огонь легко может перекинуться на торф. В прошлом году за сезон пожарные выехали тушить траву 255 раз, в этот – 217. Природных пожаров в прошлом году было 6, 3 из них – торфяные.
- В этом году ситуация стабильная. Температура торфяных залежей остается в пределах нормы. Ни одного возгорания еще не было. Сейчас, когда похолодало, вероятность пожара невысокая, - считает Руслан Балякин.