На днях под Тверь пригнали речной теплоход "Максим Горький", который был построен в 1934 году по указанию самого Вождя Народов Иосифа Виссарионовича, потому это судно неофициально называют "яхтой Сталина". Когда-то теплоход использовали для путешествий правительственной элиты страны Советов, потом для доставки пассажиров попроще, потом и вовсе для банкетов и прогулок. Сейчас судно принадлежит ФГБУ Канал имени Москвы. В начале 2018 года "Максима Горького" продавали на аукционе за 20 миллионов рублей. На сегодняшний день теплоход-легенду пригнали под Тверь.
Судно находится на охраняемой территории, доступ к нему закрыт, а все помещения опечатаны. Хотя внутри до сих пор сохранились уникальные интерьеры и мебель ещё сталинской эпохи. На теплоходе были и до сих пор остаются банкетный зал, просторные литерные каюты (включающие в себя спальню, кабинет, санузел), так называемый солярий – а по сути веранда для принятия солнечных ванн, смотровая площадка. Через специальное стеклянное окно можно увидеть машинной отделение.
Строительство теплохода началось в 1933 году на заводе «Красное Сормово», и предназначался он именно для внутренних речных перевозок. Ведь в то время как раз шло активное строительство трассы канала имени Москвы. Изначально теплоход должен был называться «Красный Богатырь». Но в конечном итоге его назвали в честь Максима Горького. Кстати, сам писатель, как и Иосиф Сталин, на теплоходе так и не плавали. По крайней мере, нет никаких официальных и достоверных сведений об этом.
Для внутренней отделки теплохода использовали около двух десятков ценных пород дерева: красное дерево, чинара, карельская береза и др. Вся мебель и предметы интерьера разрабатывались и создавались по индивидуальным чертежам.
В разные годы (1936-1941гг.) на теплоходе отдыхали первые лица ЦК КПСС - Берия, Хрущев, Каганович, Микоян, Орджоникидзе, Молотов, Маленков. С 1945 года "Максим Горький" был местом отдыха для советских дипломатов, различных делегаций министерств и ведомств Советского Союза.
Начиная с 60-х годов «Максим Горький» стал использоваться для перевозки отдыхающих из Москвы на пляжи в Подмосковье. Но главным предназначением теплохода являлось обслуживание делегаций министерств и ведомств, а также рабочих и творческих коллективов – как советских, так и зарубежных из дружественных стран.
В 2002-2003 годах было принято решение восстановить теплоход. Были проведены корпусные работы: заменили листы обшивки днища и главной палубы, установили новый дизель-генератор, усовершенствовали рулевую машину. На борту воссоздали стилизованный кабинет Сталина с восковыми фигурами собственно самого вождя, Горького и Калинина. Они сохранились до сих пор.
К сожалению, ФГБУ "Канал имени Москвы" отказал ТИА в просьбе произвести фотосъёмку внутри теплохода. Но добавил, что судно будет капитально отремонтировано, после чего здесь откроется интерактивный музей «Канала имени Москвы».
- «Максим Горький» является шедевром отечественного судостроения и действующим памятником истории. Мы хотим вдохнуть в него новую жизнь, превратить речной «Борт №1» в настоящий теплоход-музей с интерактивной экспозицией. Таких проектов в мире единицы. Мы планируем оцифровать уникальные экспонаты и архивные фотографии из нашего подмосковного музея, добавить к ним другие исторические артефакты. После реконструкции теплоход «Максим Горький» станет современным культурно-музейным центром, – рассказал ТИА руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.
Фото прислал читатель ТИА.