Мы подходим к лифту и на автомате нажимаем кнопку вызова, не задумываясь, сколько шестерёнок, троссов и умных электронных механизмов заставляют кабину, во-первых, прийти, во-вторых, доставить нас на нужный этаж. За исправной работой самого сложного механизма в многоэтажном доме стоит круглосуточная и не видимая обывателю работа нескольких десятков людей – механиков, ремонтников, электриков и диспетчеров. На что расходуются деньги, оплаченные за обслуживание лифтов, и почему миллионы рублей в Твери не доходят до обслуживающей организации, застревая на полпути, – в совместном материале ТИА и «Тверьлифт».
Как всё устроено
Договор об оказании услуг по содержанию и обслуживанию лифтов обслуживающая компания заключает с управляющей компанией, ТСЖ или ЖСК. Жильцы в выборе лифтовой компании, как правило, не участвуют.
У собственников многоквартирных домов есть два способа заплатить за обслуживание лифтов – напрямую организации через ЕРКЦ или в управляющую компанию. И если с первым способом (но пока не самым популярным в городе) проблем нет, то из управляющих компаний деньги часто не доходят до адресата.
Один подъезд в девятиэтажном доме каждый месяц платит порядка 3,5 тысяч рублей за обслуживание лифта. За эти деньги лифт проходит ежемесячное, ежеквартальное, полугодичное и ежегодное ТО. Специалисты меняют определенные расходники и детали, которые постепенно изнашиваются. Учитывая старый лифтовый фонд в Твери, менять и чинить приходится довольно часто.
Двигатель, лебёдки, кабина, всевозможные концевики и электронные механизмы в лифте должны быть исправны, потому что речь идёт о жизни человека. Уголовную ответственность за безопасность несёт лично электромеханик.
Вспомните случай, когда 14 января 2016 года в Москве произошла авария в лифте ЖК «Алые Паруса». У кабины отвалилось дно из-за резкой остановки. Находящаяся в лифте Ирина Володина погибла, упав в шахту лифта. В случившемся обвинили электромеханика, некачественно обслуживающего лифт, суд приговорил его к реальному лишению свободы.
Чтобы таких трагедий избежать, нужна круглосуточная и качественная работа многих людей – механиков, электриков, аварийных бригад, диспетчеров. А для обеспечения их деятельности – деньги, которые управляющие компании не торопятся платить.
Расплодившиеся УК-шки и демпинг
Как рассказал Михаил Шухрин, что в начале 2000-х на рынке лифтовых услуг была всего одна организация - «Тверьлифт». И четыре районных управляющих компании.
Сегодня лифтовых организаций стало на порядок больше, а управляющих компаний и ТСЖ, сотрудничающих только с «Тверьлифтом», - 85.
Однако этот тот случай, когда конкуренция не сказалась на улучшении качества работы. О том, как работают управляющие компании, ТИА уже писало не раз (ссылки) – набирают огромные долги, банкротятся и создают такие же новые. Учитывая уставной капитал в 10 тысяч рублей и имущество – стол и стул – взять с такой компании нечего. Тем, кому осталась должна УКшка, – долги приходится в основном прощать.
При этом, как пояснил Михаил Шухрин, объективных причин не платить за обслуживание лифтов у УК нет. Жители в большинстве своем исправно платят за услугу. Вероятно, дело в традиционном нежелании платить управляющих компаний.
«Обслуживающих лифты компаний тоже стало много. И это, с одной стороны, здорово – это конкуренция. Но с другой – многие начали демпинговать, не заботясь о качестве работы. Вот что может сделать один механик на единственной в парке машине – сколько он будет вызволять людей из застрявшей кабины? Сможет ли качественно обслужить все лифты? Это большой вопрос», - говорит Михаил Шухрин.
Дешёво не равно хорошо
Чтобы вы понимали, тарифы на обслуживание лифта устанавливает сама управляющая компания по договоренности с лифтовой организацией. В эту цену входит полное обслуживание лифтового оборудования, предусмотренное Техническим регламентом о безопасности лифтов, различными стандартами, гостами и правилами.
«Искусственно низкая цена обслуживания – это неполное и некачественное выполнение и работ, которое в итоге сказывается на человеческой безопасности. Нам приходится постоянно доказывать, что тариф должен покрывать наши затраты, чтобы лифтовое оборудование служило собственникам долго, исправно и безопасно», - говорит Михаил Шухрин.
Тем не менее, есть и те, кто работает на совесть и платит исправно, – это ООО УК «ЖЭУ», ООО ДСК «Комфорт», ООО «ЖЭУ-21», ООО «Форвард» и большинство ТСЖ с ЖСК.