По ком звонит тверской трамвай: один день из жизни пса Анзора, Михалны, Натальи и её "трамвайки"

19 Марта 2018, 14:28

Автор - Юлия Островская

В трамвайном парке жизнь не затихает ни на минуту, хоть время там давно замедлило свой ход. Главный хранитель депо пёс Анзор с умными карими глазами обхаживает свои владения, проверяя каждый угол на предмет врагов. Его любимая хозяйка Михална (так её называют работники трампарка) – по совместительству медсестра – ласково треплет Анзора за желтое ухо, рассказывая о тяжелой собачьей судьбе. Анзору всё это нравится – даже самому серьёзному охраннику нужно человеческое тепло и приятное слово.

Диспетчер по выпуску не отходит от старенького стационарного телефона и постоянно кому-то звонит – кто и когда вышел на линию, с какими поломками вернулся. Контроль постоянный, хоть и трамваев осталось всего 10 на единственном пятом маршруте. Водители надраивают боковые зеркала, наводя вагонам последний марафет перед выездом в город.

Вагоновожатая Наталья Волкова подходит к пропускному пункту в 13. 20. Её смена начнётся ровно через 58 минут. За час надо успеть заполнить путевой лист, пройти медосмотр у Михалны, проверить и принять вагон у сменщика.

Медицинский осмотр занимает от силы минут 15. Давление в норме, алкоголя в крови 0.00 промилле. Чтобы мы убедились, медсестра Галина Михайловна Воробьёва показывает нам новенький измеритель на камеру. После всех отметок и печатей в журнале – время, год рождения, цифр давления и промилле – водителя отпускает.

- Вот если бы вы проходили медосмотр, я бы ещё печать с очками поставила, - говорит мне медсестра. – У нас всё строго с этим. Транспорт общественный, мы за людей отвечаем.

Натальин вагон отогнали «на канаву» (как здесь говорят) с неисправностями из-за прошедшего накануне ледяного дождя. Пока вагон ремонтируется, мы ждём в комнате на проходной. Работники трампарка обсуждают насущное: выборы, как хорошо уехать в деревню, где мобильная связь не ловит, Михална – новый аппарат для давления.

В проходной старенький ремонт, но чистенько. На дверях – таблички советских времен, когда тверской трамвай ещё был в расцвете своих трамвайных сил.

- Артур Вячеславович (новый директор МУП «ПАТП-1») когда пришел, нам диван купил, стол и четыре табуретки, - говорит Галина Михайловна. – Правда, одна сломалась уже.

На столе – завядшая роза в вазе с открыткой к 8 марта. Подоконники любовно заставлены горшками с цветами – геранью в основном. Женская рука здесь ощущается. У тверского трамвая женское лицо. 

Галина Михайловна знакомит нас с Анзором – её любимчик и главный охранник депо. Анзор – обыкновенный дворовый пёс с очень умными глазами.

- Вы не представляете, насколько он всё понимает. На меня дважды пытались напасть, так Анзор оскалился и не подпустил негодяев. Трампарк – это его территория, он постоянно делает обход.

А ещё в него стреляли два раза. Мы операцию ему делали, лечили. Я ему говорю: «Анзор, иди на укольчик». А он подходит ко мне и зад подставляет. Его даже не держал никто, он терпел уколы, потому что понимал, что так надо.

У Михалны тоже судьба не из лёгких. Она сирота, росла в детском доме и всю жизнь работала медсестрой на «Химике». Свой возраст Михална озвучивает только шёпотом и на ушко и берет клятву о неразглашении.

За разговорами время летит незаметно. К воротам подъезжает наш 103-й трамвай.

Перед выездом из парка Наталья ещё раз осматривает вагон. Стучит ногой по тележкам, чтобы проверить расстояние между рельсами и башмаком. Проверяет задние стоп-сигналы.

«Всё отлично», – резюмирует. – «Едем».

Как я стала водителем

Рельсы на Соминке отвратительные, чтобы услышать друг друга, приходится кричать.

Вагоновожатой Наталье Волковой 34 года. В тверском трампарке она работает 16 лет, трамвай водит с 2006-го года.

Начала я ездить с папой на троллейбусе. Папа работал водителем троллейбуса. Он периодически брал меня на работу. Мне всё это понравилось, затянуло, потом я закончила школу, отучилась в 48-м училище на продавца-кассира. Немножко поработала, поняла, что не моё. Папа сказал, приходи к нам.

Поскольку на водителя трамвая обучаются с 21 года (а мне на тот момент было 18), пришлось поработать немножко кондуктором. Ну и когда мне исполнился 21 год, пошла учиться. После обучения в течение полугода и сдачи на права в ГИБДД (теории) пошла работать водителем на Силикатный. Это была конечная станция на 15-м маршруте. Красочный, весёлый был маршрут. Длинный – весь город на маршруте посмотришь. Час – в одну сторону, час – в другую.

Забытый трамвай

Раньше и движение было поспокойнее, и трамваев было побольше, и люди тянулись к трамваю. Бывало такое, что в час-пик у меня люди в кабине ехали, дети в кабине, потому что двери было невозможно закрыть.

Сейчас больше маршруток. Все торопятся. Всем нужно побыстрее, поскорее добраться до работы, с работы – домой. Маршрутки нас, конечно, вытеснили. И вытеснили хорошо. Года подвижного состава дают о себе знать. Вагончики у нас старенькие. Были новые – но не потянули рельсы Сити-Стары. Прежде чем такие вагоны выпускать, нужно всё-таки поменять рельсы. Как показало время, наши рельсы выдерживают только старые вагоны – Татры, КТМы восьмые. Слава Богу, московские прислали. Нам есть, на чём работать. Так что спасибо Собянину.

Из-за плохих рельсов средняя скорость движения трамвая – всего 10-15 км/ч. От Желябова до Ерофеева хорошие рельсы, на них можно разогнаться до 90 км/ч даже стареньким 30-летним чешским Татрам.

Про маршрутки

Когда я пришла, маршруток вообще не было. Начали только с 2005 – 2006 года появляться. Выпуск тогда был на линию от 100 вагонов. Сейчас выпуск – 10. Разница ощутима. Маршрутов было много – 15, 3, 10, 11, 4, 8 на Искож. Сейчас все закрыли, все убрали. Два депо было. Работать было весело, спокойно и надёжно. Сейчас сидим как на пороховой бочке – закроют нас, не закроют.

Без трамваев город – деревня. Если у нас уберут трамваи – мы превратимся в деревню. 

Если мы равняемся на на Европу, то там в приоритете общественный транспорт – трамвай, троллейбус и автобус. В Питере очень развит трамвай. Буквально два года назад ездили в Питер. Там, конечно, не сравнить. И город красивый. И люди хорошие.

О наших людях

У нас люди тоже хорошие. В основном вежливые, культурные. Даешь билетик – «Спасибо». «Возьмите, пожалуйста». Приятно с ними работать. Бабулечки у нас очень переживательные. Ругают маршрутки, машины ругают.

А когда конфликтные ситуации бывают, редко, но бывают, я могу и прикрикнуть. Пассажиры помогают, если конфликт случается.

Мы пассажиров практически всех уже в лицо выучили. Кто оплачивает, у кого проездной. Бывает, что не платят, но редко – в основном ненадежные лица. По ним сразу видно. А так народ у нас честный, все оплачивают. Дети всегда оплачивают. Видимо, родителями привито. Это очень приятно.

О тверском вождении

Маршрутки видят только пассажиров на дорогах, вокруг себя они не видят ничего. Сколько ДТП у нас было с маршрутками – они сносили нам зеркала.

Автолюбители у нас разные. Но в основном хорошие. Часто пропускают, стараются. Даже если не понимают габаритов – все равно пропускают. Бывает – звонишь-звонишь, а он стоит на рельсах и мол, я же тебя пропускаю. А то, что на рельсах стоит – он не видит. Нам больше мешают маршрутки.

О «Сити-Старах» и старых вагонах

Ну Сити-Стар – это космос. В плане кабины, удобства для пассажиров, Сити-Стар комфортнее. Здесь (в Татре) – конечно, Советский Союз. Но в старом вагоне чувствуешь себя в большей безопасности. Все-таки старый металл дает о себе знать. Он не гремит (Сити-Стар), теплее. Естественно, новое комфортнее старого – как новый автомобиль – всегда приятнее.

Старые вагоны – разные. В основном у всех сделано отопление салона и кабины. Из-за того, что мы обилечиваем пассажиров, работаем с открытой дверью. Москва заботилась о своих водителях. И эти вагоны очень тёплые. Старенькие Татры холоднее. Ну ничего – нужно потеплее одеваться.

Вся Тверь сидит в Интернете

У нас работа такая специфическая, каждый день что-нибудь новое и интересное происходит. Всех видим, все видим. Поэтому не надоедает. Такую работу нигде не найдешь. У нас каждый день по-новому. Разные дорожные ситуации, мы многое видим. У нас весёлая работа. Все посмотришь, все увидишь. Особенно в пробке интересно за ними (водителями) наблюдать. У нас весь город в Интернете. Никто никуда не спешит. Впереди сидит человек плотно, упорно. ВКонтакте в основном. Мы же высоко. Мы все видим – где они, что они, чем занимаются. Впереди все уехали, а он никак не может выйти.

О семье

Семья у меня тоже образовалась в трамвайном парке. У нас династия. Только бы детей не затянуло. Муж у меня работал мастером по ремонту подвижного состава. И пришла я – такая молодая. Красивая. Познакомились. Трамвайки старенькие, ломались. Так у нас отношения и завязались. А дальше – семья, дети. Платили в ТТУ на тот момент мало, а мужчина должен семью обеспечивать. Отправила получать его высшее образование. Он у меня закончил Политех и теперь работает по специальности – главным инженером по газовым котельным.

Дети очень любят кататься на трамвае. Особенно маленькие когда были – всё катались. В Константиновку хорошо было ездить на природу, особенно летом на трамвае. Природа. Свежий воздух. На Карьеры люди ездили на трамвае.

О стабильности

Стабильности нам все-таки не хватает. Хочется быть уверенным в завтрашнем дне. Что тебе завтра на работу, что после выборов ничего не закроется. Что замок на ворота никто не повесит. Всё же администрация развивает автобусы. А нас оставляет так.

Но мы ездим. Можно сказать, для галочки. У нас штат сейчас всего 30 водителей. 

На площади Капошвара мы вышли. Трамвай поехал дальше по своему единственному маршруту. Иногда кажется, что он и держится разве что на таких как пёс Анзор, Михална, Наталья и диспетчер с советской табличкой на двери.