28 декабря 2017 года начинает работу новая экспозиция в выставочном зале Тверской областной картинной галереи в БЦ "Донской". Посетители смогут познакомиться с фотографиями из фондов картинной галереи, а также с фототехникой из коллекции Романа Какоткина. Куратор выставки - художник Мария Сахно.
В собрании Тверской картинной галереи есть ряд интересных фотографий, принадлежащих известным мастерам, сохранивших для нас жизнь Тверской губернии второй половины XIX - начала XX веков: облик городов и лица людей.
Самый ранний отпечаток, экспонирующийся на выставке, - «Портрет писателя И.И. Лажечникова», выполненный Карлом Даутендеем в начале 1850-х годов в Санкт-Петербурге. Имя писателя тесно связано с Тверской губернией, автор романов «Последний новик» и «Ледяной дом» некоторое время владел имением Коноплино и проводил здесь летние месяцы.
Саксонский подданный Карл Даутендей одним из первых открыл дагерротипную мастерскую в Санкт-Петербурге, в конце 1840-х годов обучался в Берлине тогда еще новой технике печати на соленой бумаге. «Портрет писателя И.И. Лажечникова», выполненный в этой технике и раскрашенный акварельными красками, стал памятником ранней светописи.
Большую часть экспозиции составили отпечатки, переданные в дар тверским собирателем и исследователем фотографии А. Н. Семеновым. На выставке представлены снимки, исполненные фотографами из Твери, Кашина, другими российскими мастерами.
Первая фотография в Твери, упомянутая в архивных документах, была открыта коллежским асессором П.П. Архангельским в 1858 году. Чуть позже, в 1863 году, П.П. Архангельский выпускает первый в России ежемесячный художественно-литературный журнал «Фотографическая Иллюстрация», всего в Твери вышло семь номеров этого издания.
В это же время открываются и другие фотомастерские. Среди них выделялась фотография Якова и Евгения Элленгорнов. Это ателье существовало в Твери с 1872 года. В 1906 году, после смерти отца, Е. Я. Элленгорн продолжил дело и работал в Твери до 1929 года. Работы Евгения Элленгорна, члена Всероссийского общества фотографов, участника и победителя Всероссийской фотовыставки в Москве 1929 года, отличаются высоким качеством исполнения и художественной выразительностью. В экспозиции представлены портреты, выполненные отцом и сыном Элленгорнами в Твери. Один из наиболее значимых экспонатов выставки – групповой снимок сотрудников Тверского музея, сделанный Е.Элленгорном в двадцатые годы прошлого века.
Василий Арсеньевич Колотильщиков (1868-1954) владел собственной фотографией в Кашине с 1891 года. Он сделал сотни видовых снимков города и его окрестностей, в его коллекции насчитывалось около пятисот стеклянных негативов. 12 июня 1909 года он запечатлел праздничные мероприятия и крестный ход, связанный с возобновлением церковного почитания святой Анны Кашинской. В 1908 году на Международной выставке в Москве фотограф был удостоен серебряной медали.
По Тверской губернии в разное время путешествовали с фотоаппаратом известные российские мастера светописи, такие как: Е.П.Вишняков, З.З.Виноградов, С.М. Прокудин-Горский, М.П. Дмитриев, И.Ф. Барщевский, художник И.Я. Билибин.
На выставке экспонируются работы Ивана Федоровича Барщевского (1851-1948). Художник-фотограф, историк древнерусского искусства и культуры, Член-корреспондент Московского Археологического общества, официальный фотограф Императорской Академии Художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР. И.Ф. Барщевский - участник архитектурных и археологических экспедиций, во время которых он сделал несколько тысяч снимков памятников архитектуры и старины в городах России, в том числе в Твери, Торжке, Старице.
В экспозиции представлено несколько стереопар З.З. Виноградова. На рубеже ХIX – XX веков стереофотография (пара фотографий, которые просматривали в стереоскопе, что давало эффект объемного изображения) была повсеместным модным увлечением. В 1913 году З.З. Виноградов посетил Тверскую губернию. Результатом путешествия стала коллекция стереопар, посвященная Волге и Поволжью.
Фототехника первой половины XX века из коллекции Романа Какоткина
Фотограф Роман Какоткин коллекционирует фотоаппараты редких моделей с конца 1990-х годов. Основу его коллекции составили камеры российского и советского производства. На сегодняшний день в его коллекции представлено более двухсот фотоаппаратов конца XIX и XX столетий, а также около трехсот предметов, связанных с техникой фотографирования.
Среди экспонатов коллекции обращает на себя внимание форматная, рассчитанная на негатив 18х24 см. павильонная камера “СлаволюбовЪ”. Фотоаппарат выпущен задолго до мировых войн и дошел до нас не только в отличном состоянии, но и в комплекте с несколькими объективами, диафрагмами, фирменным чемоданом и штативом-треногой. Именно такой инструмент был в арсенале фотографов-портретистов, работавших в мастерских по всей России. Есть в коллекции и деревянный станок рубежа XIX –XX веков для ручной ретуши больших стеклянных негативов.
Первый советский зеркальный фотоаппарат «Спорт», выпущенный в предвоенные годы, и несколько вариантов фотокамеры «ФЭД НКВД» того же времени уже стали свидетельством ушедшей эпохи. Прототипом «ФЭД НКВД» послужила легендарная немецкая дальномерная камера «Leica».
Распространенная в нашей стране камера «ФЭД-2» в коллекции представлена в самой редкой досерийной версии с шильдом на трех винтах вокруг окна дальномера.
Любительские фотоаппараты «Эстафета», «Весна», выпускавшиеся с конца пятидесятых, были ориентированы на молодое поколение, студентов и школьников, почти не дошли до нас в повседневной жизни, но и они представлены в коллекции.
Зеркальная профессиональная фотокамера «Старт», выпускавшаяся с 1958 по 1964 год, оснащена съемной призмой и сменными объективами на байонетном креплении; чуть ранее выпускалась не менее профессиональная, дальномерная фотокамера «Ленинград». Камера «Ленинград», имеющая взводную пружину, позволяющую снимать сериями несколько кадров в секунду, была рассчитан на журналистов. Фотоаппарат получил Гран-При на выставке фотокамер в Брюсселе в 1958 году.
Малосерийная камера с автоматикой «ФЭД-Атлас» 1967-1971 годов, стильный «Восход», созданный для путешествий, покрашенный молотковой эмалью «Кристалл», необычной конструкции взвода фотоаппарат «Друг», простой фотоинструмент «Мир», «Заря» - выделяются своим внешним видом и дизайном. Фотоаппарат «Нарцисс» 1961-1965 годов в полнейшем заводском комплекте, пожалуй, самая крошечная зеркальная системная фотокамера, при этом весьма функциональная, к ней прилагалась сменная пентапризма и объективы.
Дополняют картину истории развития фототехники предметы и приборы для съемки и печати фотографий: бленды для объективов, бачки для проявки пленок, в том числе в путешествиях, в поезде или в палатке, кассеты для фотопленки различных марок, самые разные фотоэкспонометры - приборы для измерения количества света, декоративные виньетки-рамки. Автоспуски механические и пневматические российского и немецкого производства, позволяющие делать задержку спуска затвора, дают представление о том, как непросто было советскому любителю сделать селфи.
Все эти предметы коллекции передают дух времени и погружают зрителя в уходящую эпоху аналоговой фотографии.
Выставка будет работать до 25 февраля.
График работы:
Дни новогодних каникул (2-8 января):
30 декабря: 11:00 – 18:00 (касса закрывается в 17:30)
31 декабря: 11:00 – 17:00 (касса закрывается в 16:30)
1 января: выходной день
2 января: 11:00 – 18:00 (касса закрывается в 17:30)
3 января: 11:00 – 18:00 (касса закрывается в 19:30)
4 января: 11:00 – 18:00 (касса закрывается в 17:30)
5 января: 11:00 – 18:00 (касса закрывается в 17:30)
6 января: 11:00 – 17:00 (касса закрывается в 16:30)
7 января: 11:00 – 18:00 (касса закрывается в 17:30)
8 января: 11:00 – 18:00 (касса закрывается в 17:30)
С 9 января:
Четверг – воскресенье с 10.00 до 18.00 (касса работает до 17.30),
по средам с 12.00 до 20.00 (касса работает до 19.30),
вторник – экскурсионный день,
понедельник – выходной
Адрес: г. Тверь, ул. Дм. Донского, д. 37 стр. 1 (БЦ "Донской")
Телефон для справок: (4822) 34-62-43