22 сентября, в 16.00 в Малом зале Тверского городского музейно-выставочного центра состоится открытие выставки заслуженного художника России Александра Федоровича Дубова.
Выставка, представляющая все этапы творческого развития одного из крупнейших тверских живописцев конца ХХ века, представляется в таком объеме впервые после ухода художника из жизни. Имя А.Ф. Дубова стоит в одном ряду с его старшими коллегами Н.А. Комиссаровым, В.И. Волковым и В.Ф. Шумиловым. Этому поколению и принадлежит эстетика его творчества. В то же время художник как бы примыкает к более младшей генерации - Б.С. Запруднову, Н.В. Дочкину. В тверском изобразительном искусстве он был неким связующим звеном, которое успешно объединяло между собой эти два поколения.
А.Ф. Дубов родился и вырос в Кувшиново. Профессиональное образование получил в Ивановском художественном училище. Большое влияние на формирование художника оказали творческие процессы, которые разворачивались в это время в Москве. Достаточно вспомнить впечатление, которое произвел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Москве. Поездки в столицу в эти годы А.Ф. Дубов помнил потом всю жизнь. Занимаясь живописью и сочиняя стихи (не раз читал их в Москве перед толпами молодежи на площади Маяковского), он серьезно задумывался о том, чему отдать предпочтение: живописи или поэзии.
Но жизнь расставила все по своим местам и, окончив в 1960-м году художественное училище, А.Ф. Дубов по распределению уехал работать в Красноярск. В Сибири было интересно жить и работать, но художник тосковал по родным местам. С этим и был связан его переезд сначала в Тулу, где он некоторое время работал в Художественном фонде, а затем, в 1967 году – в Калинин (Тверь). Здесь А.Ф. Дубов влился в сильный творческий коллектив. Завоевать успех на выставке было не просто. Тем не менее, в том же 1967 году он был принят в члены Союза художников СССР.
Уже в ранних работах А.Ф. Дубова можно проследить поиск своего художественного стиля. В них ощутима эпоха 1960-х и связь с исканиями молодых московских живописцев. Увлечение декоративными приемами сказывалось в творчестве А.Ф. Дубова на протяжении всей жизни. В таком ключе им написано немало полотен: «Март. Сельский роддом» (1969), «Золотой вечер» (1974), «Осенние свадьбы» (1974), а так же, более позднее «Красный вечер. У колодца» (1978). Очевидно, что эстетика его произведений строилась на восприятии окружающего через призму народной традиции, народных представлений о красоте.
В конце 1960 – начале 1970-х годов художник много и с удовольствием писал старинные тверские города: Торжок, Осташков, Вышний Волочек, Калязин, старые кварталы областного центра, уголки Кувшинова и др. Нередко работал в соавторстве с В.Ф. Шумиловым. Постепенно А.Ф. Дубов стал завсегдатаем «Академической дачи». Здесь написано им немало известных полотен.
Первым крупным произведением живописца можно считать композицию «Сельский учитель. 1920 год», созданную в 1969 году. Затем последовали другие исторические полотна: «Разговор с земляками» (1974), «Усыновлены республикой» (1980). Одно из первых и наиболее интересных произведений А.Ф. Дубова на сельскую тему - программная картина «Март. Сельский роддом» (1969). Она и сейчас олицетворяет его творчество. В эти годы на выставках прозвучали полотна: «Молодые механизаторы» (1978), «Золотой вечер» (1974), «Яблоки наливаются» (1975), «На выгоне» (1976), «Красный вечер. У колодца» (1978), «Перед сенокосом» (1978) и многие другие.
А. Ф. Дубов всегда любил писать пейзажи. Все его произведения в этом жанре построены на натурных наблюдениях: «Волжские просторы» (1977), «Перед сенокосом» (1978), «Весной на Радонке» (1978), «На выгоне» (1976) и др. Одним из наиболее замечательных произведений А.Ф. Дубова стала картина «Осенние свадьбы» (1974). В ней проявились его лучшие профессиональные качества.
Художник нередко совершал творческие поездки на этюды: ездил в Карелию, на русский Север, Псковщину, в Среднюю Азию, на Байкал... Вместе с друзьями-коллегами ездил по памятным и историческим местам тверского края. Он любил Торжок, Старицу, Берново, Малинники, Павловское, Прямухино … Часто ездил и работал в Молдино.
А.Ф. Дубов отдавал должное жанру портрета. Моделями выбирал типажи, в которых можно было раскрыться психологически. Он никогда не писал так называемых «генералов». Но в его творческом наследии выстроилась обширная панорама человеческих характеров и типов. Он писал рыбаков, механизаторов, врачей, доярок, студентов, художников, жену, сестру, детей.
А.Ф. Дубов - единственный из тверских художников, кто писал коллективные портреты. «Портрет ветеранов калининского партизанского движения» (ТГОМ), написан автором в местах, где когда-то проходили ожесточенные бои. Полотно «Молодые механизаторы» (1978) написано в привычной для героев деревенской среде; «Портрет искусствоведов Калининской картинной галереи» (1984) - в залах дворца и т.д. Как бы ни были разнообразны портретные работы А.Ф. Дубова, есть среди них некие сокровенные полотна, в которых глубокие личные чувства и переживания художника создали неповторимое обаяние трогательных образов. Такие произведения относятся к лучшим в его творчестве. Это «Портрет сына», « Портрет Сережи», «Портрет Наташи. У окна», портреты жены.
А.Ф. Дубов всегда был в центре художественных событий. Был постоянным участником ежегодных Недель изобразительного искусства в городе. Много лет избирался в члены правления областного отделения Союза художников России, не одно десятилетие работал в составе художественного совета, различных выставкомов, жюри, комиссий. Был одним из первых преподавателей в Калининском художественном училище. Он - один из немногих, кто в советские годы был постоянным участником престижных художественных выставок страны.
В последние годы А.Ф. Дубов сосредоточился на жанре пейзажа, в котором стремился найти психологические решения, привнести в образы природы особый глубинный смысл. Он очень много работал, не давая себе отдыха. До конца дней А.Ф. Дубов оттачивал свое мастерство, упражнялся в этюдной работе. Как и мастера старшего поколения, он чтил профессию художника, и видел в ней свое служение русской культуре. В наши дни в центре Твери на доме № 3 по улице Серебряной установлена мемориальная доска, посвященная А.Ф. Дубову. Здесь размещалась мастерская художника.
Выставка, которая открывается в городском музейно-выставочном центре, организована по инициативе и при непосредственном участии семьи художника и посвящена 80-летию мастера.