В восемь утра техник-метеоролог Татьяна Седоплатова приходит на работу на метеорологическую станцию Тверь, расположенную у аэродрома «Змеёво». Первым делом она проверяет данные, собранные предыдущим дежурным, составляет отчёт о погоде за ночь, заполняет журналы. В 8:40 по Москве она выходит на метеоплощадку. Назначение и внешний вид абсолютного большинства устройств вызывают у обывателя много вопросов, но метеоролог привычно обходит непонятные установки, снимая показания и записывая их в специальный журнал. Ровно в 9:00 Татьяна должна направить кодированные данные по каналам связи Росгидромета.
В течение дежурства Татьяна будет снимать данные каждый час. Каждые три часа – отправлять их телеграммой. И так – до следующего утра.
Мы привыкли ругать синоптиков. Мол, обещали, что лето будет жарким, а оно дождливое. Обещали раннюю весну, а весны не было вовсе. Но для того, чтобы мы могли зайти на сайт и посмотреть прогноз погоды, метеорологам и синоптикам приходится проделывать огромную работу в режиме 24 часа в сутки, семь дней в неделю, в постоянно изменяющихся условиях.
Татьяна Зимина, начальник Тверского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС) – Филиала ФГБУ «Центральное УГМС», заслуженный метеоролог России говорит, что тенденция в целом всё же изменилась, но даже образованные люди порой дают работе синоптиков дилетантские оценки.
- Когда меня спрашивают, каким будет лето, я говорю, что этого не знает никто. Мировая метеорологическая наука ещё не знает, как будут развиваться процессы в Арктике, как будет вести себя Гольфстрим. Если течение отклонится хотя бы на некоторое расстояние, состояние атмосферных процессов может поменяться, и погода изменится не только в Европе и Северной Америке, но и на территории России. Пока метеорологи собирают данные, компьютер генерирует прогностическую схему, а синоптик её «переводит» на понятный обывателю язык, в другой части света в исходных данных что-то меняется, и прогноз уже не оправдывается. Оправданность прогноза на трое суток составляет 95 %, но чем больше срок прогнозирования, тем ниже этот показатель. Прогноз на месяц оправдывается только на 60 %.
Важно понимать, что критерий оправданности очень жёсткий: если фактическая температура отличается от прогноза больше, чем на градус – прогноз не оправдался. Успешность краткосрочных прогнозов за последние два-три десятилетия выросла на 13 %.А вот такого уровня, чтобы синоптики на 100 % верно предсказывали погоду на месяц вперёд, по словам Татьяны Зиминой, метеорологическая наука достигнет ещё нескоро.
- В январе мы давали прогноз на температуру и осадки в районе нормы – и в целом так и вышло. Но первые десять дней месяца стоял собачий холод – на 20 °C ниже нормы, а остальные 20 дней температура держалась на 6-8 °C выше. Но населению эта усреднённая характеристика не интересна.
Тверской гидрометеоцентр ведёт наблюдения на 15 метеостанциях, две из которых автоматические; девяти агрометеорологических станциях, где следят за жизнью растений, увлажнением почвы, уровнем грунтовых вод, содержанием микроэлементов, чтобы спрогнозировать урожайность; 21 гидрологических постах, где измеряют уровень и температуру воды, следят за ходом половодья; 22 гидрохимических постах в районах, где есть промышленные предприятия, - там проверяют чистоту водных объектов.
Кроме того, на метеостанциях следят за радиационным фоном: это важно, поскольку в регионе есть атомная станция. Показания снимают при помощи автоматических метеорологических станций (АМК), автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО) и ручным прибором – в условиях тройного контроля сложно ошибиться. Также гидрометцентр имеет полный доступ к датчикам, установленным корпорацией Росатом в Удомельском районе. Данные отображаются на мониторе в Тверском ЦГМС: если показатели превышают норму, индикатор становится красным.
Возможно, вы не знали, но знаменитый «шарик» на здании в Больших Перемерках – это защитный купол, закрывающий автоматический комплекс наблюдения за облачностью (АКСОПРИ). С помощью него метеорологи отслеживают опасные явления, сумму осадков, высоту облачности над Москвой, Калугой и Тверью. Информация обновляется каждые десять минут, так что наблюдение ведётся практически в режиме реального времени.
В Бологом действует аэрологическая станция, какие есть не в каждом регионе: там дважды в сутки – в 3:00 и в 15:00 – выпускают радиозонд. Постепенно поднимаясь на высоту 30 км, он зондирует атмосферу на разных уровнях. Полученные данные важны для понимания атмосферных процессов, а также – здесь и сейчас – для авиации.
Татьяна Седоплатова обходит «арт-объекты» на метеоплощадке.
- Мы измеряем высоту облачности, состояние ветра, видимость, наблюдаем за облаками, температурой, точкой росы, давлением и влажностью. Эти показатели мы снимаем каждый час, а каждые три часа – отправляем синоптические телеграммы в гидромет, делаем сводки погоды на аэродроме для авиации в коде METAR в Москву и передаём данные диспетчеру на вышку. Если на аэродроме активность, идут полёты – отчитываемся на вышку каждые полчаса. Если нет видимости, облачность низкая – никто никуда не полетит.
Кое-что работает автоматически: регистратор высоты облачности (РВО), датчики ветра, автоматизированный метеорологический комплекс (АМК) сами фиксируют и отправляют информацию на сервер. Данные остальных приборов и установок нужно снимать в ручном режиме.
Каждое утро метеоролог начинает с измерения радиационного фона, а заканчивает смену следующим утром заменой стерильной марли на горизонтальном планшете размером 65 на 65 см. Каждый предыдущий лоскут аккуратно снимают, чтобы ненароком не стряхнуть частички пыли – эта материя нужна, чтобы определить состав воздуха и осадков, степень загрязнённости и чистоты воздуха. Осадкомерный сосуд Третьякова необходим, чтобы отследить количество выпавших осадков. Осадки переливают в специальный осадкомерный стакан с делениями – отсюда и появляются пресловутые «миллиметры осадков». В два ведра, которые регулярно обрабатывают хозяйственным мылом и дистиллированной водой, собирают осадки для анализа на электропроводимость и рН.
Глубинных термометров, которые измеряют температуру почвы на разных уровнях, восемь. Они уходят в грунт на 20, 40, 60, 80, 120, 160, 240 и 320 см. В 9:00 метеоролог записывает данные всех термометров, в остальные часы – только 20- и 40-сантиметровых, потому что на других глубинах температура меняется незначительно. Температуру на поверхности почвы измеряют на небольшом участке со снятым дёрном. Он больше всего похож на маленький огородик, поэтому соседи метеорологов по аэродрому смеются: «Вы тут что, морковку сажаете?». Четыре термометра Савинова тоже уходят в землю на разную глубину – 5, 10, 15 и 20 см. Эти термометры закрывают специальными колпачками.
- К сожалению, всё, что блестит, привлекает внимание птиц, и они нередко таскают дорогостоящее оборудование. В прошлом году к нам пристала одна сорока, которая воровала термометры чуть ли не через смену, - жалуется Татьяна.
При помощи специальных ртутных термометров фиксируют минимальную и максимальную температуру на поверхности. Летом термометр, показывающий минимальную температуру, выкладывают на участок только ночью: днём воздух прогревается настолько, что он может взорваться.
В обдуваемой всеми ветрами будочке – ещё четыре термометра. Вертикальные измеряют температуру и влажность воздуха, горизонтальные – максимум и минимум за три часа.
Бывает, что на аэродроме из-за сильного ветра или грозы отключается электричество, но наблюдения отменять нельзя. Если датчики ветра отказывают, его скорость и направление метеоролог определяет по «аналоговому» прибору - флюгеру с тяжёлой доской. В холодное время года арсенал наблюдателя пополняется снегомерными рейками, гололёдной установкой и мерзлотомером.
На самом деле метеорологу неважно – лето на улице или зима. Больше всего работы в плохую погоду, какое бы время года ни стояло на дворе.
Каждые три часа наблюдатели на метеостанциях кодируют информацию и отправляют в центр сбора информации, а компьютер при помощи специальной программы на основе этих данных рассчитывают модель прогноза. На синоптических картах, которые компьютер выдаёт на основании собранных данных – информация о погодных явлениях у поверхности земли, на высоте 1,5 км, 3 км. Атмосферные потоки на высоте 5 км особенно важны: они «управляют» погодой ниже. Синоптик, в свою очередь, анализирует эту модель.
- С утра мы принимаем данные со всего северного полушария и составляем на их основе прогноз погоды на три дня, - рассказывает Вера Закамская, синоптик Тверского ЦГМС – Филиала ФГБУ «Центральное УГМС». – Метеорологическая служба работает всемирно, и мы получаем данные от коллег за рубежом и делимся информацией с ними. Информация поступает каждые три часа, на основе этих данных мы обновляем прогноз и при необходимости выдаём штормовые предупреждения об осадках или усилении ветра.
Гидрометцентр ежедневно выпускает информационный бюллетень о погоде в Твери и области на одни и трое суток. Информация может быть нужна не только МЧС или органам власти. К синоптикам обращаются простые граждане: если экстремальный град серьёзно побил машину, страховку можно получить только при наличии справки о погоде. Если полицейским нужно провести следственный эксперимент, синоптики подбирают день, похожий на день совершения преступления. Для ГИБДД они выясняют, как погодные условия могли стать прямой или косвенной причиной ДТП. Даже ресурсоснабжающие организации работают по данным гидрометцентра, чтобы рассчитать перерасход или теплопотери, а также дату включения или отключения тепла.
Главное в наблюдениях сотрудников Тверского ЦГМС за погодой – их регулярность. Систематические наблюдения помогают понимать мировые климатические процессы и отслеживать изменения в климате. В Тверской области регулярно наблюдают за погодой с 1871 года: так синоптики узнают среднюю температуру и экстремальные показатели в каждый отдельный день года.
Поэтому теперь мы знаем, что зиму 2016-2017 годов (которая всё никак не хочет закончиться!) отнюдь не стоит называть суровой, хоть она и наступила на три недели раньше – суровой оказалась весна. Да и вообще жаловаться на погоду в Твери не стоит: несмотря на продолжительный холодный период среднегодовая температура в городе составляет 4,5 °C.
По словам Татьяны Зиминой, январь был относительно тёплым, в феврале среднемесячная температура была выше на 2 °C, а среднесуточная даже на 9 °C! Март был безумно тёплый – на 3,5 °C выше нормы, выпало 200 % осадков. А вот апрель выдался холоднее нормы на 1,2 °C, выпало две месячных нормы осадков. Тенденция продолжилась и в мае: среднемесячная температура была ниже нормы на 2 °C.
- Весну 2017 года можно по праву назвать «Весной XXI века». Такого холодного апреля и мая с 2000 года, в этом веке, ещё не было. Мы привыкли, что в середине мая у нас жарища: в 2013 году, к примеру, 15 мая было +28 °C, в 2015 году 16 мая было +29 °C и так далее… В 2007 году лето началось ещё в апреле. Тем не менее, экстремальные явления подобного рода были на тверской земле и в XI, и в XII, и в XIII веке, пусть записи в летописях были не такими подробными. Май-2017 тоже войдёт в историю, в этом я уверена.
Начальник Тверского ЦГМС уверена: это подтверждение тому, что чётко сказать, повышается температура планеты или нет, сказать сложно, каждый год погода меняется. Тем не менее, тенденцию к повышению среднегодовой температуры невозможно не принять. Россия в этом плане – «разогретая» страна. Если в прошлом году на всём земном шаре температура повысилась на полградуса, то у нас этот показатель составил 0,8 °C. Кстати, июнь, по прогнозам синоптиков, будет теплее среднего на 0,3 °C, хотя его первые дни отнюдь не радовали нас летней погодой.