3 ноября свой шестидесятилетний юбилей отмечает в Твери Новый мост. Сегодня его мало кто поздравляет (вряд ли помнят о дне рождения), и в основном ругают за бесконечные пробки. Редакция ТИА вспоминает «биографию» и удивительную историю появления одного из главных сооружений города, объединяющего два берега Волги в его День рождения.
Нововолжский тверской мост был сдан в эксплуатацию 3 ноября 1956 года и сделан из элементов, которые старше, даже чем Староволжский мост.
История нашего моста началась ещё в Санкт-Петербурге, когда в 1843-1850 годах был построен чугунный мост через Неву. Назвали его Благовещенским, потом в 1855 году переименовали в Николаевский, а в 1917 году – в мост имени лейтенанта П.П. Шмидта.
Спустя 13 лет тот мост ленинградцы обновили и практически перестроили. Его металлические конструкции демонтировали и отправили на склады. Потом началась Великая Отечественная война, во время которой и начали проектировать тверской мост. По инициативе Михаила Калинина все сохранившиеся конструкции ленинградского моста были переданы из Северной столицы в Калинин. Недостающие конструкции и детали отлили в цехах калининских заводов. Тогда и были отлиты решетки с вензелями "МК" (в честь Михаила Калинина), которые до сих пор украшают устои моста.
Фото 1949-1950-е годов. На фото Волга без Нового моста, но зато с катером, который регулярно ходил от нынешней Трёхсвятской до Речного. Автор - Владимир Петрович Попов, участник проекта ТИА «Из Калинина в Тверь»:
Ещё одно фото 1950 года. Моста ещё нет. Автор - Юлия Ярмолич
Новый мост был построен довольно быстро – с 1953 по 1956 год.
Только что открытый новый мост через Волгу. Фото - Александр Кулаев, участник проекта ТИА «Из Калинина в Тверь»:
Сооружён Нововолжский мост по проекту инженера А. Б. Воловика, институт Лентрансмостпроект. Мосту предполагалось дать название в честь Михаила Калинина, однако это название не получило распространения.
Фото Нового моста, по которому идёт трамвай. Автор - Ольга Быкова :
Как говорит Википедия, мост пятипролетный, в каждом пролете 9 арок. Длина моста с подходами 485 метров, в том числе собственно моста 281 метр, ширина 19,6 метров (2 полосы для движения автотранспорта и трамвайное полотно), высота над поверхностью воды — 15,3 метра. Береговые пролеты из железобетонных балок, промежуточные — чугунные арки (демонтированные с моста лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге при его реконструкции в 1936-38 гг.). Пролетные строения моста — арочные. Арки и надарочные строения (тимпаны) выполнены из серого чугуна. Отливка элементов арок и надарочного строения выполнены в 40-х годах XIX века. Общее число отливок (блоков) на мосту около 900 шт. В 1994 году мост был укреплен мостостроительной компанией Мостоотряд №19.
Фото Валерия Гордеева сделано летом 1965 года. Новому мосту (на заднем плане) – 9 лет.
По Новому мосту организовано автомобильное движение, проложены трамвайные пути и есть пешеходные дорожки с каждой стороны. По мнению специалистов, пропускная способность моста недостаточна для города, он нуждается в расширении. Это тоже пишет Википедия.
Но сегодня не хочется о пропускной способности и пробках. Просто с Днем рождения, Новый мост!