На минувшей неделе на заседании правительства Тверской области обсуждали повышение качества оказания скорой медицинской помощи. «Скорую» хотя бы один раз в год вызывает каждый житель региона, и этот вопрос касается абсолютно всех. Только в областной столице на пульт диспетчера поступает несколько сотен вызовов каждые сутки. Съёмочная группа ТИА побывала на центральной станции скорой помощи Твери, чтобы узнать, как на сегодняшний день организована работа экстренной службы.
Диспетчерская центральной станции скорой помощи на Троицкой, 49. Четыре диспетчера принимают вызовы, которые далее распределяют по подстанциям. В сутки на пульт поступает около 400 вызовов, а в январе-феврале, когда не работают поликлиники и начинаются эпидемии ОРВИ и гриппа – до 600.
Вызовы распределяются по срочности: СП – скорая, экстренная помощь, НП – неотложная помощь. Норматив прибытия в первом случае составляет 20 минут после вызова: пациенту грозит смерть или инвалидизация из-за повешения, утопления, ДТП, электротравм, инфаркта и инсульта, судорог. При неотложной помощи норматив – 120 минут. Как правило, в этом случае бригаду вызывают при заболеваниях на дому. В первую очередь машины отправляют на экстренные случаи. Если свободных бригад на месте нет, то по рации можно связаться с машинами, которые находятся в пути – в Твери и Калининском районе.
- В настоящее время новая система диспетчеризации санитарного транспорта уже тестируется в трех районах Тверской области – Кувшиновском, Торжокском и Лихославльском, – рассказал временно исполняющий обязанности губернатора Тверской области Игорь Руденя. – Результат за три месяца – увеличение показателя 20-минутного прибытия «скорой» на 20%.
Система отслеживает передвижение «скорых» в реальном времени, что позволяет диспетчеру отправить на вызов ближайшую свободную машину. Уже в этом году её внедрят в Твери и Калининском районе, а также в городе Ржев. К 2018 году система активной диспетчеризации будет внедрена на всей территории Тверской области. Причем служба «Скорой медицинской помощи» должна стать не только более мобильной, но и экстерриториальной, чтобы ее подразделения не замыкались на одной конкретной территории, когда совсем рядом необходима медицинская помощь.
– Еще одна особенность работы скорой – это вызовы, на которых бригада скорой выполняет скорее функции социальной помощи: как правило, это пожилые люди, оставшиеся одни, и которым не хватает внимания и общения, – отмечает Александр Аронов, заместитель главного врача Тверской станции скорой помощи. - Такие вызовы не входят в профиль работы скорой медицинской помощи, однако значительно ее усложняют. Разгрузить работу «скорой» от непрофильных вызовов должна неотложная помощь при поликлиниках: по статистике около 60 % вызовов приходится на часы работы самих поликлиник. Максимальное число больных мы лечим на дому, только четверть пациентов доставляем в стационары, причём 90 % – по экстренным показаниям.
В бригаде скорой медицинской помощи водитель и два фельдшера. График работы – сутки через трое, если работать на ставку, но многие трудятся сутки через двое. Несмотря на всю сложность работы в службе скорой медицинской помощи, многие специалисты, которые однажды выбрали своим долгом спасение жизни людей, посвящают своей профессии не один десяток лет. Татьяна Денисова, врач скорой помощи на бригаде интенсивной терапии, трудится на станции с 1998 года, а до этого была участковым врачом.
– Мы становимся врачами скорой, а не рождаемся ими. Тот, кто не может работать в «скорой», уходит в течение первого года. У меня не было желания бросить всё и уйти: работа мне интересна. Нашей машине около 10 лет – она ветеран, учитывая, что ездят на ней практически ежедневно. Всю помощь, необходимую для реанимации пациента, находящегося на грани жизни и смерти, мы можем оказать в пути – это искусственная вентиляция лёгких, непрямой массаж сердца, инъекции, перевязки, иммобилизация пациента.
Автомобили делятся на три класса: А – для перевозки пострадавших и больных, с минимумом оборудования, B – для перевозки и оказания медицинской помощи в машине, С – реанимобили. Полученные восемь лет назад новые «Фиаты» устарели, для них приходится закупать новое оборудование, старое – всё чаще снимать на подзарядку. Александр Аронов отмечает, что только в Твери в этом году готовы к списанию 20 машин из 60: срок их службы уже составляет от 10 до 12 лет. Впрочем, ежегодно парк машин все-таки удается постепенно обновлять.
В прошлом году было приобретено 37 единиц транспорта, замены ждут еще 100 автомобилей. По информации министерства здравоохранения, задачу планируется решать, в том числе за счет участия в федеральной целевой программе поддержки автомобильной промышленности на 2016 год. В ее рамках предполагается финансирование обновления парка «скорой» и неотложной помощи для нужд регионов.
У Тверской области большая территория, иногда расстояние от населенного пункта до ближайшей больницы достигает более 100 км, отметил Игорь Руденя на заседании правительства. Поэтому региональной властью уже принято решение об образовании сети вертолетных площадок, чтобы с помощью авиации быстрее доставлять пациентов в медицинские учреждения.
Глава региона подытожил: для повышения качества оказания скорой медицинской помощи необходимо продолжить обновление автопарка, обучать фельдшеров, создать систему их мотивации. Только выполнение намеченных планов по всем направлениям позволит в итоге повысить эффективность работы «скорой» и, как следствие – удовлетворённость жителей Тверской области её услугами.