21 февраля в 16.00 студия «Знаки сезонников» приглашает в Славянский зал библиотеки Горького на моноспектакль «Ваш А. Круч», посвящённый 130-летию поэта Алексея Кручёных.
Бунтарь и новатор, яростный разрушитель косности, безудержный исследователь русской фонетики, творец заумного языка и сдвигологии, поэт, художник, библиофил и собиратель автографов. Геннадий Айги поставил имя Кручёных в ряд выдающихся имен европейского искусства ХХ века - Хлебникова и Малевича, Маяковского и Аполлинера, Бретона и Пикассо.
«Ваш А. Круч.» - так подписаны послания Крученых к меценату, палеографу Андрею Шемшурину и музыканту, художнику Михаилу Матюшину (письма были опубликованы издательством «Гилея» в 2012 г.).
В центре спектакля-портрета рождение уникальных заумных стихотворений, которые создаются «в одно мгновение и на мгновение». Постановка адресована тем, кому интересен поэтический театр, эксперименты с энергетическими и визуальными возможностями слова. Ведь, может быть, заумные стихи - это письма, адресованные в будущее - нам?
Моноспектакль Лёши Зинатулина создан специально для Международного театрального фестиваля «100 лет русского футуризма» в 2012 году.
Вход свободный. 16+
О поэте Алексее Кручёных
«Уже пора утвердить значение этого «прóклятого поэта» в русской литературе. Кручёных – один из тех дерзких новаторов, которым история предоставляет на длительный срок место на скамье подсудимых. Поэт мужественно выдержал эти испытания. Когда «все сочиненное» Алексеем Кручёных будет собрано и издано, то станет очевидным, что русская поэтическая культура обогатилась такими произведениями, которые принято называть классическими».
Николай Харджиев, историк литературы и коллекционер
«Алексей Кручёных высок, а сутул. Годики! – он умер в 82, в свои цифры (86-68). Всегда! - чистюля, бритый дважды в день, владел иглой и ставил заплаты с виртуозностью О. Уайльда. Он же из денди 10-х годов, живописец, артист, полиграфист. Не москвич. Руки не пачкал колбасой. Гонораров не имел с 1917 г. (и до!). 124 книги издал за свой счет. Автор либретто первой в мире арт-, фут- и поп-оперы. Жил на хлебе и воде. Эстет! Единственный поэт в истории, который все книги свои сделал сам. До шнуровки их! Единственный в искусстве, кто не взял за поэтику ни гроша. За новую! Комната в коммуналке (не чулан, как пишут!), широкая, музейная от книг, клочки стихотворений в папочках, на местах, на окне занавески - стираные, ветхие, как суворовские знамена. Пылинки нет. Депо поэзии великого. Педант, сборщик».
Виктор Соснора, поэт
«Он не выглядел маргиналом и не был чудаком. Больше был похож на учёного, совершившего гениальное, но пока не признанное открытие. <…> Он органически не мог написать ни одного советского по форме стиха. Канатоходец, он не умел ходить просто по тротуару. Вернее, он по тротуару шёл как по канату. Я запомнил очень интеллигентного, очень тонкого (не внешне, а в глубине) человека. Его тюбетейка смотрелась как академическая шапочка. Читал он не импульсивно, а очень выверенно. Каждый жест отточен. Каждая интонация ввысь. Верхние тона преобладали, но только там, где нужно. Когда я увидел по телевизору в день смерти Ворошилова, как дирижирует Караян, то сразу вспомнил, как читал Кручёных. А по музыке он, конечно же, Шостакович».
Константин Кедров, поэт