Председатель Законодательного Собрания Тверской области Андрей Епишин выступил на заседании Совета законодателей Центрального федерального округа при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО, состоявшемся в городе Туле.
В работе заседания приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов, члены Совета Федерации, руководители законодательных органов субъектов ЦФО.
Основное внимание на заседании было уделено обсуждению вопроса об ужесточении требований земельного законодательства Российской Федерации по использованию земельного участка не по назначению и (или) неиспользованию земельного участка. С докладами по данному вопросу выступили председатель Московской областной Думы Игорь Брынцалов, председатель Костромской областной Думы Алексей Анохин, председатель Законодательного Собрания Тверской области Андрей Епишин, заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по вопросам агропромышленного комплекса Анна Андреенкова.
Выступавшие отметили, что в сложившейся на сегодняшний день экономической ситуации вовлечение в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения приобретает особое значение. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года Владимир Путин подчеркнул, что нужно ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которые сейчас простаивают, находятся в руках крупных землевладельцев, причём заниматься сельским хозяйством многие из них не спешат. Для решения этой проблемы Президент предложил изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе тем, кто хочет и может возделывать землю.
Председатель Законодательного Собрания Андрей Епишин сказал, что ситуация в Тверской области типична для регионов Нечерноземья. В настоящее время, согласно данным управления Росреестра, земельный фонд в Тверской области составляет 8 млн.420,1 тыс. гектар. В том числе площадь сельскохозяйственных угодий — 2 млн. 058,3 тыс. га. Площадь сельскохозяйственных угодий, неиспользуемых в настоящее время для сельхозпроизводства — 863,3 тыс. га (или 42%). Андрей Епишин обозначил два пути решения проблемы неиспользуемых земельных участков. Первый включает в себя существенное повышение фискальной нагрузки, изъятие земель у неэффективных собственников. Второй способ предполагает активное привлечение на неиспользуемые земли новых собственников, желающих заниматься сельхозпроизводством и способных инвестировать в аграрный сектор, в первую очередь — в реализацию проектов по импортозамещению.
По мнению спикера областного парламента, повысить эффективность использования земель одними лишь карательными мерами невозможно. Более успешно решить поставленную задачу смогло бы применение мер экономического стимулирования землепользователей наряду с ужесточением ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земель.
— На современном этапе намного бóльший эффект способно дать увеличение фискальной нагрузки на владельцев неиспользуемых земель и повышение качества администрирования данного вида налога,— подчеркнул Андрей Епишин.
Андрей Епишин также предложил ускорить работу по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения по наследованию так называемого выморочного имущества. К видам такого имущества в соответствии с Гражданским кодексом относятся и земельные участки, а также расположенные на них здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества.
— Сегодня оставшиеся бесхозяйными участки зарастают, находящиеся на них строения разрушаются, и это значительно сдерживает развитие сельских населённых пунктов, уродует их внешний вид, препятствует эффективному землепользованию,— сказал председатель Законодательного Собрания.
Андрей Епишин также заострил внимание на коррупционных рисках, которые могут возникнуть при изъятии земель. Для решения этой проблемы спикер областного парламента предложил конкретизировать критерии изъятия и внести соответствующие изменения в постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 года № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».
— Самое главное, что мы должны получить в итоге — чтобы все земли обрабатывались и приносили доход,— резюмировал Андрей Епишин.
После обсуждения участники заседания приняли обращение в Минсельхоз РФ, в котором предложили меры по упрощению механизма изъятия неиспользуемых сельхозземель у собственников. В частности, предложено сократить до 3 лет период, по окончании которого участок может быть изъят. Средства после реализации изъятого участка предлагают выплачивать бывшему собственнику за вычетом расходов на будущую рекультивацию — восстановление плодородия после запустения. Кроме того, областные власти могут получить полномочия по принятию решений о введении ограничительных мер в отношении земельных участков, по которым составлены акты проверок.
Второй важный и актуальный вопрос, который обсудили члены Совета законодателей, касался регионального аспекта взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества. Полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Александр Беглов отметил, что институты гражданского общества объединяют инициативных людей, неравнодушных к судьбе страны, чувствующих ответственность за будущее своего региона, города и посёлка.
— Благодаря их активности ежедневно решается самый широкий спектр вопросов, от поиска пропавших людей до охраны окружающей среды,— сказал Александр Беглов.— Формула успешной гражданской инициативы — хорошая идея, плюс энтузиасты, плюс поддержка местных властей.
Александр Беглов отметил, что в последние годы гражданская инициатива становится всё более заметным явлением, расширяется круг людей, которые хотят активно участвовать в жизни страны, приносить пользу обществу. В общей сложности в России сегодня зарегистрировано более 225 тысяч некоммерческих организаций, причём более 34 процентов из них приходится на ЦФО.
В выступлении полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе прозвучало, что из 18 субъектов Федерации, находящихся в пределах ЦФО, право законодательной инициативы предоставлено гражданам только в девяти, а общественным палатам — лишь в четырёх.
— Нашу Тверскую область привели как положительный пример, мы один из немногих субъектов, который наделил общественную палату и граждан правом законодательной инициативы,— сказал Андрей Епишин.— Мы и в дальнейшем будем искать и реализовывать новые формы взаимодействия институтов гражданского общества и власти, давать возможность общественным организациям вносить свои инициативы, влиять на законодательство, на принятие решений в нашем субъекте Российской Федерации.
Совет законодателей ЦФО рекомендовал законодательным органам государственной власти субъектов РФ, входящим в состав ЦФО, рассмотреть имеющийся опыт Тверской, Воронежской, Брянской и Тульской областей по предоставлению права законодательной инициативы региональной общественной палате и группе граждан, постоянно проживающих в соответствующем регионе.
На заседании совета законодателей ЦФО был также рассмотрен вопрос «О молодёжном парламентаризме в субъектах РФ, находящихся в пределах ЦФО».
Пресс-служба Законодательного Собрания Тверской области